В этом году Кинельский район отмечает юбилей – муниципалитету исполняется 95 лет. Его история включает и крупные судьбоносные события, и небольшие штрихи времени, характерные для отдельно взятого периодаОдну из таких интересных деталей прошлого сохранила школа в селе Большая Малышевка: ее вестибюль украшает гипсовая скульптура пионерки. Это изваяние досталось школе в наследство от советской эпохи, когда подобные скульптуры мальчиков, девочек, спортсменов и тружениц украшали парки, аллеи, обычные дворы городов и сел страны. Документов, относящих нас к автору этой «пионерки с цветами», не сохранилось. Однако скульптура представляет собой своеобразный «исторический документ», выполненный в гипсе: пионерской организации не существует вот уже 32 года, а эта девочка в красном галстуке под бронзовой краской всё ещё на посту как немой свидетель целой эпохи. С представителями этой эпохи у нас состоялся интересный разговор.
А может, пионеры-герои?
Зинаида Языкова (в девичестве Негодяева) – коренная большемалышевская. «Вот уже 55 лет живу «на задах» нашей школы, до замужества на соседней улице жила, довелось учиться и в старой деревянной школе, а потом и в новой – каменной. В 1961 году 1 сентября ее открывали, – вспоминает Зинаида Ивановна. – Это был большой праздник для всего села. Все лето с нашей учительницей мы готовили транспаранты, бумажные цветы и самодеятельные номера к открытию. В День знаний к школе шли целой демонстрацией. К нам даже телевидение приезжало. А мы, ребята, удивлялись. По сравнению со старой школой (в прошлом здание принадлежало церкви) новая школа была похожа на белокаменные палаты. И статуи приметили. (Как оказалось, изначально их было две: пионерка с цветами и пионер с горном.) Это были первые статуи у нас в селе. Мы меж собой с ребятами почему-то решили, что они посвящены пионерам-героям Зине Портновой, Вале Котику или Павлику Морозову. Кому конкретно, не определяли. Портреты пионеров-героев висели в наших классах, поэтому каждый узнавал в этих статуях кого-то своего. Во время субботников или в преддверии главных советских праздников почетной обязанностью было обновлять бронзовую краску на гипсе».
Мария Дубровина, ныне москвичка, тоже училась в Большемалышевской школе. В 1961 году она пошла в третий класс. О том, когда точно в вестибюле были установлены гипсовые пионеры, сегодня уже сказать затрудняется. Однако об одной традиции, связанной со скульптурами, она хорошо помнит: «Рядом с гипсовыми пионерами каждый понедельник настоящие пионеры устраивали Совет дружин: рассказывали о достижениях, победах, успеваемости пионеров, порицали проказников и брали на поруки тех, над чьим поведением требовалось работать».
Жизнь без медиа
Зинаида Языкова поделилась с нами еще одним ярким воспоминанием школьного детства, которое наглядно рисует особенности жизни сельской детворы 60-х годов.
«Мы были здоровыми и спортивными. Учебный день начинался с зарядки, а на уроках физкультуры мы выполняли элементы акробатической гимнастики, о которых нынешние дети даже не подозревают».
Особенно успешными в этом виде оказались старшие дети из семьи Ивана и Надежды Негодяевых. Сергей, Зинаида, Валентина и Татьяна выстраивали целые акробатические пирамиды, где-то придуманные самими, где-то подсмотренные на советских открытках и плакатах того времени.
«Это было нашим развлечением в промежутках между домашними обязанностями, – говорит Зинаида Ивановна. – А мы и не роптали: помогали со скотиной родителям, на нас, взрослых детях, лежала забота о малышах. Я вынянчила троих младших братьев и сестру. И сил на все хватало».
Свою акробатическую программу младшие Негодяевы показывали на открытии школы в 1961 году.
«Телевизорами мы, детвора, не были избалованы. В те годы на все село было их только два, – вспоминает сельчанка. – Как сейчас помню, один из них стоял у Федора Сергеевича Петина, он преподавал биологию, вместе с ним мы ухаживали за пришкольным огородом и яблоневым садом. (К слову, на пришкольном участке было высажено более 500 деревьев). Первое кино, которое я посмотрела, была «Свинарка и пастух» (фильм режиссера Ивана Пырьева, вышедший на советские экраны в 1941 году).
Приблизить искусство к народу
«Думаю, скульптуру нужно сохранить. Это память об эпохе, о тогдашних представлениях об этом виде искусства, – считает Мария Дубровина. – Эти скульптуры должны были приблизить искусство к народу, сделать его доступным в прямом смысле слова. Эти маленькие «шедевры» были доступны для жителей самых маленьких посёлков и вдохновляли советского человека на труд и на подвиги.
В гипсовой скульптуре, как и на страницах газет тех лет, воспевали представителей рабочих и героических профессий: шахтеров, металлургов, красноармейцев, покорителей Арктики, а также пропагандировали семейные ценности и здоровый образ жизни. Свои сюжеты были у скульпторов и для подрастающего поколения. Так, в детских садах устанавливали фигуры детей, ухаживающих за животными, сцены из народных сказок, басен Крылова, произведений Корнея Чуковского, Самуила Маршака. В школах и пионерских лагерях – скульптуры пионеров с горнами, барабанами, знамёнами.
Была между этими скульптурами и советскими людьми и своеобразная психологическая близость, – считают наши собеседники. – Пионер с горном, играющие в мяч дети, заводской рабочий, девушка с веслом – все эти образы были нарочито простыми, понятными. Гипсовые «граждане» Советского Союза ненавязчиво диктовали гражданам из плоти и крови стереотипы внешнего вида и поведения, становясь неким примером для подражания.
Интересный факт:
В послевоенные годы Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (в настоящие дни Императорский фарфоровый завод) выпустил целую серию фарфоровых пионерок, среди которых есть и пионерка с цветами, чей образ, как две капли воды, повторяет скульптуру в Большемалышевской школе. Такое массовое тиражирование образов пионеров, рабочих, колхозников стало одним из главных рупоров в пропаганде молодого советского государства.
Елена Грошева