Дмитрий Омельченко служит священником древлеправославного храма в селе Новый Сарбай и является не только духовным отцом для прихожан, но и многодетным — для собственных пятерых детей.
Профессию после окончания Новосарбайской школы Дмитрий выбирал по интересам: рассматривал специальность агронома, но его больше тянуло к технике. Получил диплом инженера на машиностроительном факультете Самарского политехнического института. После вуза устроиться по специальности не получилось: тяжело найти хорошую вакансию без опыта работы, а откуда он появится у вчерашнего выпускника? Устроился водителем в организацию, которая занималась доставкой медикаментов и медицинского оборудования по городу, но несмотря на последовавший карьерный рост — до генерального директора, спокойствия и радости работа не приносила.
Божьей волей Дмитрий Омельченко стал священником. «Можно считать это резким поворотом судьбы, но если разобраться, то в священники приходят люди совершенно разные, — рассуждает он, — только от самого человека зависит, а не от его специальности, насколько сильна его вера и желание нести её людям. Моя мама придерживалась древлеправославной веры, соответственно, я тоже воспитан в этой христианской традиции. В Новом Сарбае находится старообрядческий храм, мама часто ходила в церковь, и я вместе с ней. Так сложилось, что батюшка по семейным обстоятельствам сменил место жительства, и прихожане остались без пастыря. Это меня и подтолкнуло к дверям семинарии. В Самаре я посещал храм, был знаком с епископом, и он, как мой духовный отец, рассмотрел во мне способности и благословил испытать себя в качестве служителя церкви».
Дмитрий оставил работу и отправился учиться в Москву. После двух лет духовной семинарии он был готов вернуться к деревенской жизни и возложить на себя служение в церкви. В 2015 году его утвердили иереем древлеправославного храма в честь великомученика Пантелеймона.
В Новом Сарбае сохранился один из оплотов древлеправославной веры на самарской земле. В Самаре расположен кафедральный собор, в Тольятти есть церковь и в Новом Сарбае. В целом по стране самая большая концентрация старообрядческих храмов насчитывается в Нижегородской области и в Забайкальском крае — это территории, принявшие верующих во время гонений на древлеправославие.
Дмитрий Александрович приводит исторические факты: «Во время правления Екатерины II переселенцам из густонаселенных южных районов раздавались земли в Среднем Поволжье. Многие новосарбайские крестьяне приходятся потомками переселенцев-староверов из деревни Золотухино Курской области, поэтому фамилию Золотухины носят много современных жителей села, в том числе — глава сельского поселения Новый Сарбай, а его брат — староста нашего прихода».
Найдя пристанище на новом месте, крестьяне остались верны традициям и дорогу в старообрядческий храм не забывали. Сообщество староверов в селе достаточно обширное, и потенциальных христиан достаточно. Село условно можно разделить на две части — Новый Сарбай и Вторую Николаевку, которая полностью считалась старообрядческой. Сегодня на службы приходят далеко не все, в основном пожилые люди, бывают гости из Самары и других уголков губернии. Несколько человек приобрели дома и переехали в Новый Сарбай, поближе к храму и ради возможности заниматься сельским хозяйством.
«Ревностно соблюдать обряды становится все сложнее, люди сейчас другие, слабее физически и духом. Но строгость должна быть, ведь распущенность сама приходит, и чем строже каноны, тем дальше до вседозволенности», — говорит Дмитрий Омельченко.
Многодетные семьи в старообрядческой среде — не исключение, а дань традициям. Семью Дмитрий создал, женившись на представительнице старообрядческой общины из Соликамска Пермского края: «Если люди живут по божьим законам, то неправды быть не должно. Аборты для староверов неприемлемы, только бог отмеряет, сколько детей будет у супружеской пары. У нас с матушкой пятеро детей — сын и четверо дочерей — младшей чуть больше года, а старшая в первый класс пошла. Практически погодки. Не думали, что будем многодетными, но воспринимаем это как данность, дети — это благословение».
Елена Омельченко добавляет: «Я сама из многодетной семьи, старшая среди семи детей. Для наших деток Дмитрий — самый хороший и добрый. Как только на пороге появляется, бегут к нему и в пять голосов только слышно — папа, папа! Мне по хозяйству всегда помогает, одной тяжело справляться».
«Чаще во дворе, на улице работаю, по хозяйству, — продолжает глава семьи, — мы птицу держим, огород обрабатываем, мне нравится сажать плодовые деревья, облагораживать насаждениями территорию вокруг дома. К труду детей приучаем. Трудолюбивый человек, он бережлив, знает цену вещам и приспособлен к жизни. Прививаем молодому поколению свои традиции, чтобы они жили похристиански. В садике и в школе они наравне с другими детьми, без ограничений, а дома свой устав, и они привыкли — например, что пост нужно соблюдать. Стараемся передать свою веру. Без веры человек собьется с пути истинного. Кроме того, христиане — самые большие патриоты своей Родины».
Сергей КОВАЛЕНКО.