Машинист дизельной электростанции, старшина 1-й статьи военно-морских сил СССР, инженер-механик, кандидат технических наук, Заслуженный работник Самарского государственного аграрного университета, педагог, член Союза журналистов Российской Федерации, публицист, поэт, театрал — всё это про одного человека, нашего земляка Иосифа Брумина.
Без дела Иосифа Моисеевича Брумина даже представить трудно. В свои 92 года он сохраняет активную жизненную позицию: сейчас пишет фельетон на злободневную тему. Член Союза журналистов России публикует статьи на страницах печатных изданий районного, областного и всероссийского масштабов. Его перу принадлежат пять сборников. Автобиографические по сути, они поднимают целые пласты истории страны. Военное детство, раннее взросление, тяжелейший труд и служба на Тихоокеанском флоте стали главными жизненными университетами Иосифа Брумина. Но желание учиться было столь велико, что в 27 лет он поступил на 1 курс инженерного факультета Куйбышевского сельскохозяйственного института.
Иосиф Брумин, Заслуженный работник Самарского государственного аграрного университета, член Союза журналистов Российской Федерации: «Я сюда приехал в 1957 году, 65 лет назад. И для меня берега Самары и Большого Кинеля стали родными. Все, что в жизни есть важного, я получил здесь: образование, работу, аспирантуру. Семья, жилье, членство в журналистике — все тоже здесь».
Оглядываясь назад, Иосиф Моисеевич анализирует: труднейший жизненный опыт и тяга к знаниям помогли ему сделать этот во многом определяющий выбор: поступить в вуз, стать учёным, а главное — наставником для своих студентов. Доцентом инженерного факультета он проработал 44 года. Сколько специалистов для сельского хозяйства успел подготовить, конечно, не считал. Но радость общения, совместной работы преподавателя и студента до сих пор наполняют его самыми позитивными эмоциями.
Иосиф Брумин: «Самое ценное — это было зайти в 218-ую аудиторию, открыть дверь по звонку, и навстречу тебе встают 200 парней. Каждую лекцию встречал, как молитву. Я шёл к ним, и это было величайшей радостью. И мне не нужны были ни выходные, ни отпуска. Я был согласен день и ночь быть на кафедре».
Такую самоотдачу, конечно, ценили. Именно Иосифа Моисеевича Брумина многие студенты выбирали руководителем для своих дипломных проектов. Сегодня продолжают поддерживать с ним связь и даже помогают в издании книг. Учитель благодарен им за доверие и признание. А о роли и ответственности педагога за будущее не только учеников, но и страны в целом Иосиф Моисеевич говорит особо: «Педагоги, учителя в такой стране, как Россия, — это наместники Бога на земле. Каков учитель, таков и ученик. Каков ученик — такая страна. Других источников нет».
Своей тягой к механике педагог Брумин заразил и сына Виктора. Его дипломную работу Иосиф Моисеевич бережно хранит. Для этого отремонтировал и оборудовал помещение старого гаража: «Друзья называют это место музеем, но мне это название не нравится. Это «приют моей отрады».
Здесь собрано то, что имеет особое значение в жизни Иосифа Моисеевича. И центральное место — у дипломной работы сына, руководителем которой стал его отец. Это машина огородника-дачника, созданная в эпоху государственного переосмысления роли личных подсобных хозяйств. «Мы решили разработать и создать машину, которая, по замыслу, является гибридом мини-трактора и мини-автомобиля. И мы назвали его «машина огородника-дачника» — МОД. Это МОД-3. Его отличительная особенность — то, что мы его придумали и сделали в своем заурядном гараже».
А вот машина получилась незаурядной. Компактная и мобильная, она может быть не только транспортным и грузовым средством, но и почво-обрабатывающим, что не раз, как её особое достоинство, отмечалось на выставках. До промышленного производства дело не дошло, но патент имеется.
Иосиф Брумин: «Вот патент на промышленный образец этой машины.1994-й год. Мы с Витей отдали этот патент институту. За 100 лет существования нашего вуза это первый патент на промышленный образец».
На стенах гаража — картины, подборки публикаций и фотографий. На отдельном стенде — молоток отца с утолщённой рукояткой для работы изувеченной на фронте рукой. Рядом — та самая рубаха с морским воротником, которую носил «страшно молодой» моряк Брумин. Здесь и бескозырка. Откинув по-прежнему непослушный чуб, Иосиф Моисеевич примерил её. И в глазах заиграл вдруг озорной огонёк, как будто и не было 70 лет, будто все ещё впереди — институт, семья, работа и целые сборники воспоминаний о такой непростой, но наполненной любовью к людям жизни.
Татьяна ЛЯМИНА.