В поисках родственников героя-партизана

Image
В редакцию газеты «Междуречье» обратилась Татьяна Александровна Бобкова, волонтер объединения «Крепкий надежный тыл» с просьбой найти родных участника Великой Отечественной войны Степана Михайловича Галицына (Голицына), уроженца села Бобровка, чтобы вручить документальную книгу-сборник «Операция «Осенний лес», где Степан Михайлович – один из действующих персонажей.

Книга о партизанах
Этот сборник о борьбе партизан против оккупантов в Валуйском районе Белгородской области (ранее Курской) написал исследователь-историк из Луганска Алексей Фоминов.
«Моя книга – это сборник документов, причём не только из отечественных, но и из немецких архивов, в которых говорится о деятельности Валуйского партизанского отряда, единственного сумевшего устоять в период оккупации. Операция «Осенний лес» была наиболее крупной антипартизанской операцией фашистов в тыловом районе группы армий «Б». В книге говорится, каким образом сотне партизан удалось выдержать натиск тысячи фашистов, – рассказал автор сборника. – Общий тираж – 500 экземпляров, из них авторских 350 штук. Естественно, я решил, что неправильно будет, если родственники партизан не получат её, и поэтому для бесплатной раздачи оставил 100 экземпляров (по примерной численности партизан), остальные были распределены по библиотекам, музеям и учебным заведениям Белгородской области.

Дело осложняется тем, что среди партизан были не только местные жители, но и бойцы десантно-диверсионной группы ЮЗФ (в ней как раз и находился Степан Михайлович Галицын), а также офицеры и солдаты Красной Армии, бежавшие из плена или вышедшие из окружения».

Подвиг Степана Галицына
Что известно о Галицыне (Голицыне) Степане Михайловиче, 1914 года рождения, умершего в селе Малая Малышевка (информация из «Книги Памяти Самарской области», том 30)? Он участник Великой Отечественной войны, партизан-десантник из отряда П.Д. Косорыжникова и А.В. Ткаченко, действовавшего на территории Валуйского района Белгородской области (ранее Курской).

ОБД «Память народа», из наградного листа: «Степан Михайлович Галицын (Голицын) награжден Орденом Красной звезды в боях за спасение населенного пункта Озерцы Туровского района Полесской области (Белоруссия). 29 марта 1944 года показал себя стойким, храбрым, инициативным бойцом. В рукопашной схватке героически сражался с немцами. Своими действиями он уничтожил 6 немцев, гранатой уничтожил 3 расчета вражеских пулеметов. На поле боя подобрано 12 винтовок и 6 автоматов». 

Алексей Фоминов уточняет: «Степан Михайлович Галицын был награждён орденом Ленина: он своим телом закрыл комиссара отряда и получил четыре пулевых ранения. Очевидно, его жизнь висела на волоске: один из бойцов отряда, занимавший потом не последнее место в Штабе партизанского движения 3-го Украинского фронта, на обратной стороне фотографии вписал его в число погибших партизан. Естественно, я эту же информацию перенёс в книгу. Лишь спустя время после публикации и продолжения дальнейших исследований выяснил, что Степан Михайлович остался жив. Он уроженец села Бобровки, но умер в селе Малая Малышевка. Конечно, хотелось бы узнать о его жизни после войны и найти фото послевоенных лет. Я продолжаю поиск документальных материалов на эту тему и планирую переиздание книги в виде дополнительного тома или дополненного и исправленного первого тома».

Операция «Осенний лес»
«Началом операции «Осенний лес» стал приказ командующего группой армий «Б» генерала фон Фейхса от 27 октября 1942 года. Если говорить о немецкой структуре управления, то тыловой район «Б» включал в себя довольно большие территории тогдашних Ворошиловградской, Курской, Воронежской и Сумской областей, и его командующий подчинялся командующему группой армий «Б». В приказе говорилось о зачистке от партизан лесов вдоль железнодорожной линии Валуйки-Хлевище. Этот приказ предназначался немецким генералам при 8-й итальянской армии и при 2-й венгерской армии – все они здесь дислоцировались: например, венгров было очень много в Волоконовском районе, а итальянцев – в Валуйском и Никитовском районах.

Свое кодовое название «Осенний лес» операция получила 29 октября, когда в Валуйках в штабе 503-й полевой комендатуры состоялось совещание. Со стороны фашистов, помимо войсковых подразделений, немецких тыловых рот, 503-й комендатуры, участвовали ещё и немецкие спецслужбы – тайная полевая полиция (это армейский аналог гестапо), подразделения абвера и зондеркоманда. Только к 4 декабря 1942 года фашистскому командованию удалось собрать необходимое количество войск для операции. В этот день Валуйки посетил сам командующий тыловым районом «Б» Эрих Фридеричи – он приехал из Харькова на специальном поезде, что тоже говорит о значимости операции.

Всего привлекли более тысячи человек, то есть фактически полк, и это без учета местных полицаев. Операцию было решено провести 11 декабря 1942 года. Фашисты были запуганы, об этом говорит не только существенная численность войск, но и преимущество в вооружении – они даже пушку взяли на операцию против партизан.
Основная проблема, с которой столкнулся отряд Говорова – это предательство. Ещё на начальном этапе его деятельности немцам выдали их базы с продовольствием, с оружием. И во время операции «Осенний лес» тайные осведомители сообщили фашистам место их лагеря. Помимо местных жителей, предатели нашлись и в самом отряде, среди бойцов. В документах список предателей отряда озаглавлен словом «Расстреляны» – правда, непонятно, кем и когда.

И всё-таки немецкая операция провалилась – об этом лучше всего рассказывает бывший начальник Никитовского отдела НКВД Георгий Васильевич Польской. Когда в январе 1943 года освобождали Валуйский и Никитовский районы, Польской как раз встретился с Тканко. Были арестованы и допрошены  полицати, которые участвовали в облаве. Свидетельство Польского имеет большой вес, поскольку сделано практически по горячим следам.

Воропаев и Борс
Когда фашисты окружили лагерь партизан, те стали выбирать, кто останется для прикрытия основной группы. Вызвались двое бывших военнопленных – политрук Воропаев и комсомолец Борс. Им оставили пулемёт, запас гранат, патронов, а сами незаметно для фашистов ушли из окружения. Эти двое бойцов отбили несколько атак, и, возможно, оборонялись бы ещё, если бы не закончились боеприпасы. Когда фашисты это поняли, они ворвались в их землянку – и эти два бойца взорвали себя вместе с фашистами. Результатом этого боя были не только потери врага – самое главное, что после этого операция была прекращена досрочно, дальше двигаться в лес они просто побоялись.

Когда я прочитал этот рассказ, был поражён: бежавшие из плена бойцы, не успевшие почувствовать вкус свободы, добровольно пошли на верную смерть ради товарищей, которых, возможно, едва знали. Я хотел узнать, кто они. Удалось установить, что политрука Воропаева звали Константин Антонович, и разыскать его родственников, которые предоставили для книги его фотографию. А вот имя второго бойца, Борса, пока установить не удалось. Естественно, они пока не отмечены никакими наградами, но, безусловно, их заслужили.
После боя фашисты сожгли землянку. Как только Валуйский район освободили, местные жители и бойцы отряда Косорыжникова захоронили останки этих двух героев первоначально в селе Старокожево, установили там дощатый монумент. Впоследствии прах бойцов перенесли в братскую могилу в село Валуйчик, где на монументе указаны их фамилии.

Работа продолжается
Свою работу я считаю неоконченной, она продолжается – и по поиску партизан, по установлению их личностей, и по установлению новых фактов. Самое главное для меня как для исследователя – установить личность второго героя: он заслужил, чтобы родственники знали о том, какой героический поступок он совершил. И чтобы все родственники причастных к этому партизан знали, благодаря кому в тот день, 11 декабря 1942 года, остались живы их предки. Я хотел бы, чтобы о моём исследовании узнали потомки валуйских партизан. Я оставил для них 100 бесплатных экземпляров в Областной научной библиотеке».

Елена Грошева


Печать