Звала их суровая высь

Image
В этом году к Дню Победы на Обелиске в поселке Сосновский появится новое имя – Александр Иванович Самсонов. О новых фактах, открытиях и находках в истории учебного аэродрома – в материале Людмилы Мельниченко.

В годы Великой Отечественной войны на территории сельского поселения Малая Малышевка располагался учебный аэродром, на котором готовили военных летчиков и стрелков-радистов. Об этом свидетельствовали воспоминания местных жителей – очевидцев тех событий, и братская могила на сельском кладбище в поселке Сосновский, где были похоронены военные, погибшие во время учебных и испытательных полетов.

Жители поселка Сосновский все эти годы бережно ухаживали за братской могилой, но не могли написать на памятной табличке Обелиска ни имен захороненных здесь людей, ни номера или названия воинской части. Никаких официальных документов, подтверждающих даже сам факт существования здесь аэродрома, ни в Кинельском, ни в областном военкомате обнаружить не удалось. И лишь в 2012 году ситуация начала наконец-то проясняться. Жителю Орла Абраму Израилевичу Миркину после многолетних поисков удалось установить, что его родной брат, лейтенант Моисей Миркин, командир авиазвена 43-го запасного авиационного полка, погиб в 1942 году и похоронен на территории бывшего Александровского сельсовета Кинельского района. О чем он и сообщил местной администрации. Кроме того, несмотря на свой почтенный возраст (93 года!), Абрам Израилевич выразил тогда горячее желание приехать в Малышевку, чтобы почтить память брата.

Глава поселения Сергей Викторович Курапов пригласил его принять участие в праздновании очередного Дня Победы.
Понимая всю важность предстоящего события, к 9 Мая на братской могиле была произведена полная реконструкция мемориала. Рядом с килем самолета, «врезавшегося» в землю, была установлена мраморная плита, на которой выбили надпись: «Авиаторам эскадрильи 43-го запасного авиаполка, базирующегося в п. Сосновский», две фамилии: М. И. Миркина и курсанта Яковлева (его вспомнил Илья Петрович Сливкин), и четверостишие: «Звала их суровая высь //Гремели военные дали // Стремительно в небо взвились//И скорбью, и памятью стали»…

Вскоре после того, как стал известен, благодаря Абраму Израилевичу Миркину, номер авиационного полка, базировавшегося в Сосновке, к поиску подключился Юрий Сергеевич Черезов – человек, активно интересующийся историей Малой Малышевки. Вот что он рассказывает об итогах своей многолетней поисковой работы:
– Получить основную информацию о 43-м запасном авиационном полке большого труда не составило: этот полк во время Великой Отечественной войны входил в 1-ю запасную штурмовую авиационную Краснознаменную бригаду Приволжского Военного округа. Задачей бригады было ускоренное обучение курсантов технике пилотирования и всем видам боевого применения нового штурмовика Ил-2, а также передача новых самолетов в заново формирующиеся или проходившие переформирование подразделения.

Полки бригады базировались на 13-ти таких же, как в Сосновке, небольших аэродромах, оперативно построенных на бывших колхозных полях неподалеку от Куйбышева, на авиазаводах которого и выпускались эти самые «Ильюшины».
Как считал командующий ВВС Приволжского Военного округа генерал-майор авиации Константин Николаевич Смирнов, 1-я запасная авиационная бригада сыграла в ходе войны огромную роль: штурмовые авиаполки, действовавшие на огромном фронте от Белого до Чёрного моря, были подготовлены, в основном, ее силами.

Из рассказов старожилов Малой Малышевки Николая Степановича Черезова и Сергея Ивановича Никульшина я уже знал, что аэродром у нас появился в начале 1942 года, а к лету 1943 года был переведен в Бобровку. Архивные документы косвенно подтвердили эту информацию. Кроме того, выяснилось, что курсанты менялись здесь чуть ли не ежемесячно, а вот офицерский состав был более-менее стабильным. Командиром полка (с февраля 1942 года) был майор Кузнецов, затем – майор Александр Никифорович Беляков (с июля 1942 года) и, наконец, подполковник Како Семенович Сагарадзе (с июля 1943 года). Военным комиссаром все это время был Григорий Абрамович Переходников. Командиром звена 1-й авиационной эскадрильи – лейтенант Василий Васильевич Буканов, командиром звена 2-й авиационной эскадрильи – старший лейтенант Марк Михайлович Горюнов. Младший лейтенант Иван Илларионович Гальмук исполнял обязанности заместителя командира авиационной эскадрильи 43-го запасного авиационного полка. Летчиком-инструктором был лейтенант Александр Дмитриевич Баринов, а старший техник-лейтенант Степан Иванович Головацкий – преподавателем по матчасти.

Многие из этих офицеров были награждены во время службы в Сосновке государственными наградами. Их наградные листы также стали источниками дополнительных сведений об этом подразделении. Так, из наградного листа военного комиссара, подполковника Григория Абрамовича Переходникова можно узнать главные достижения этого подразделения за первый год работы: «Всего за  1942 год 43-й запасной авиационный полк подготовил и отправил на фронт 29 штурмовых авиационных полков, 150 отдельных летчиков и обучил около 2 тысяч человек технического состава. По уровню боевой подготовки, по количеству и качеству подготовленных кадров для фронта, молодой 43-й Запасный авиационный полк сумел даже перегнать некоторые старые полки бригады. Достижению этих успехов в значительной степени способствовала добросовестная и самоотверженная работа тов. Переходникова, сумевшего правильно организовать политаппарат и партийные организации на активную борьбу за выполнение плана боевой подготовки».

Любопытные подробности нашлись в наградном листе старшего техника-лейтенанта Степана Ивановича Головацкого. В нем сказано: «Работает преподавателем по моторам в 43-м запасном авиационном полку с января 1942 года. Лично организовывал классы для занятий, пополнял их экспонатами. Из-за отсутствия транспорта детали перевозили на себе. Вложил огромный труд для подготовки разрезов экспонатов, дающих исключительно легкую возможность их изучения. За период работы преподавателем подготовил 1461 человек. Из них: летчиков – 711 человек, тех. состава – 700 человек, отдельных экипажей – 50 человек».

Параллельно с архивными поисками Черезов занялся и полевыми изысканиями, взяв себе в помощники Сергея Ивановича Никульшина, живого свидетеля описываемых событий.
– Сергей Иванович не только показал мне поле, – делится впечатлениями Юрий Сергеевич, – на котором располагался аэродром, но и детально описал, где находились взлетные полосы, учебная часть, стрельбище, столовые, землянки, в которых жил рядовой состав (офицеры были расквартированы по домам местных жителей). Рассказал, что, когда начиналось строительство аэродрома, взлетное поле долго разравнивали трактором и утрамбовывали бревнами, а зимой местных жителей постоянно привлекали на расчистку всей территории от снега. И конечно же, показал место падения одного из самолетов, которое видел собственными глазами и рядом с которым даже подобрал ракетницу (несмотря на строгие запреты, досужие мальчишки всегда крутились поблизости). А за ту ракетницу ему здорово попало от матери: от греха подальше она тут же выбросила ее в колодец. Раздобыв металлоискатель, я обследовал некоторые участки аэродрома. В первую очередь, конечно же, место падения самолета и стрельбище. Естественно, ничего особенного я не нашел, но я на это и не рассчитывал: я знал, что после падения самолетов (когда они неудачно приземлялись или разбивались), военные тщательно осматривали территорию и собирали все ценное, что можно было хоть как-то использовать. Тем не менее, все эти найденные мною мелочи: бракованные патроны, гильзы, тумблер от панели управления, остатки самолетной обшивки, какие-то катушки, тросики, солдатские пуговицы, монетки очень дороги для меня. Они – свидетели военного времени, невольные доказательства того, что аэродром на самом деле здесь был…»

Но самое ценное из того, что Юрию Сергеевичу Черезову удалось обнаружить в результате своих поисков, это фамилия еще одного человека, погибшего в небе над Сосновкой. Им был командир авиазвена 43-го запасного авиационного полка капитан Александр Иванович Самсонов, разбившийся 18 ноября 1942 года. Пока об Александре Ивановиче известно не очень много: родился он 29 мая 1912 года в станице Мариинская Николаевского района Ростовской области. Работал литейщиком в Ростове-на-Дону, в рядах РККА – с 1932 года. Почти десять лет Александр Иванович служил в 1-ом тяжелом бомбардировочном авиационном полку, принимавшем участие в боевых действиях на Халхин-Голе, в Советско-финляндской войне и с первого дня – в Великой Отечественной… В тыл, в распоряжение 1-ой запасной авиационной бригады Приволжского военного округа, был переведен, скорее всего, после тяжелого ранения.

Администрация сельского поселения Малая Малышевка с благодарностью восприняла эту новость, так что в этом году к 9 Мая на мемориальной плите в поселке Сосновский появится еще одно имя: капитана Александра Ивановича Самсонова.
Image

Печать