В Великую Отечественную войну из Нового Сарбая на фронт ушли 305 человек. Навсегда остались на полях сражений 143 жителя нашего села. Их имена выбиты на Обелиске. Среди них и мой прапрадедушка – Ермолаев Михаил Николаевич.
Письма с фронта
Михаил Николаевич родился в 1910 году. До войны жил в небольшом посёлке Заречье, который входил в Новосарбайский сельский совет. Вместе со своей женой Евдокией Ильиничной работал в колхозе, воспитывал троих детей.
Когда я заинтересовалась судьбой своего прапрадедушки, я ничего о нем не знала. В альбоме у прабабушки нашла его единственную военную фотографию и четыре письма, которые он написал в 1941 году своей семье. На фронте конвертов не было. Солдаты складывали написанные письма треугольником. Письмо не заклеивалось. Таким образом предоставлялся легкий доступ для военных цензоров. На каждом дедушкином письме стоит штамп: «Просмотрено военной цензурой».
Во время войны тетрадок не хватало, поэтому в письме старались использовать каждую строчку, но лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись. Если боец попадал в другую часть или в госпиталь, на чистой стороне писали его новый адрес.
Когда началась война, дедушку Мишу призвали в армию. Он не сразу попал на фронт. Вначале его отправили в Омутинский район Кировской области. Там в деревне Песковка формировалась 62-я отдельная стрелковая бригада. Сохранилось дедушкино письмо, на котором был написан адрес: Кировская область, Омутинский район, деревня Песковка, ул. Школьная, дом 39. Оно датировано 9 ноября 1941 года. Михаил Николаевич пишет, что скоро их часть будет отправлена на фронт. Больше писем от него семья не получала.
Чтобы узнать судьбу дедушки, я обратилась в архивы. На сайте ОБД «Мемориал» нашла донесение о безвозвратных потерях 62-й отдельной стрелковой бригады 11-й армии Северо-Западного фронта. Я решила проследить боевой путь 62-й стрелковой бригады.
Боевой путь 62-й стрелковой бригады
62-я отдельная морская стрелковая бригада была сформирована в Уральском военном округе в ноябре 1941 года из моряков частей ПВО Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, а также матросов Ярославского флотского экипажа, имевших опыт боев на Балтике и на Черном море. На укомплектование первичных офицерских должностей были направлены выпускники военно-морских училищ, досрочно окончившие училища и в ноябре 1941 года направленные на сухопутный фронт. Формирование бригады осуществлялось в селе Песковка Омутнинского района Кировской области.
После окончания формирования и ускоренной подготовки бригада была направлена на фронт под Москву. Прибыв в состав 1-й ударной армии Западного фронта, в город Загорск Московской области, начала боевые действия 12 декабря 1941 года в ходе победоносного наступления советских войск под Москвой. С 12 по 24 декабря части бригады, с марша введенные в бой, освободили деревни Мармыли и Званово, овладели укрепленным опорным пунктом Теребетово в Лотошинском районе Московской области.
16 января бригада с боем заняла деревню Марково, 17 января освободила районный центр Лотошино, на подступах к которому уничтожила двенадцать танков; более ста солдат и офицеров вермахта было убито, а еще сто пятьдесят взято в плен. За время боевых действий на Западном фронте бригада прошла с боями 150 километров, разгромила три вражеских полка, освободила от противника сорок населенных пунктов, в том числе Круглово, Шапкино, Карлово, Редькино, Иваньково, Стрешневы Горы, Корнеевское, Дулево и другие. За героизм и самоотверженность, проявленные в боях под Москвой, весь личный состав бригады получил благодарность от Военного совета Западного фронта.
Директивой Ставки ВГК от 18 января 1942 года 62-я бригада была выведена в резерв ВГК. Под Клином в гостях у нее побывал «всесоюзный староста» М.И. Калинин.
Погиб под Старой Руссой
Со 2 февраля 1942 года 62-я отдельная морская стрелковая бригада в составе 1-й ударной армии – уже на Северо-Западном фронте. С 21 марта 1942 года бригада вела ожесточенные бои в районе деревень Ново-Свинухово и Борисово под Старой Руссой, участвовала в прорыве обороны противника, захватила укрепленную деревню Большое Вороново и ряд других населенных пунктов. С 17 февраля 1942 года по 6 июня 1942 года бригада воевала в составе 11-й армии. В составе 62-й бригады этот боевой путь прошел мой прапрадедушка Ермолаев Михаил Николаевич.
Из донесения о безвозвратных потерях я узнала, что мой дедушка погиб в Ленинградской области в Старорусском районе 26 февраля 1942 года.
Старая Русса – город в Ленинградской области. 5 июля 1941 года на город упали первые фашистские бомбы, а 31 июля враги подошли к границам города вплотную. Ожесточенные бои шли за каждый квартал, дом, за каждую пядь старорусской земли. Однако изначально силы были не равны. 9 августа фашисты прорвались к центру города. В это время у советских войск еще оставалась надежда отвоевать город. Кровавые бои не прекращались ни ночью, ни днем. Горожане, как могли, помогали солдатам, но силы были на исходе, а фашисты постоянно получали подкрепление. В ночь на 22 августа 1941 года обескровленные советские войска были вынуждены оставить город.
Бои за освобождение Старой Руссы шли уже в начале 1942 года. В это время 11-я армия продвинулась сразу в двух направлениях – старорусском и демянском. Медленно, день за днем, преодолевали солдаты километры дорог, то наступая, то отступая снова. С большими потерями было освобождено село Парфино, затем близлежащие деревни. На этом движение советских войск вперед значительно замедлилось: пригороды переходили из рук в руки – врагам, нашим. И так продолжалось почти 2 года.
Мой прапрадедушка не дожил до освобождения Старой Руссы, не дожил до Победы, но, я думаю, он верил, что Победа наступит, и делал все, чтобы её приблизить.
«Все для фронта – все для Победы!»
В годы войны Победа ковалась не только на фронте. Вся страна жила под лозунгом: «Все для фронта – все для Победы!» Проводив мужа на фронт, моя прабабушка Евдокия Ильинична трудилась в колхозе, воспитывала детей. В колхозе не осталось взрослых мужчин, поэтому на полях работали подростки и женщины. Им приходилось засевать поля, убирать хлеб, косить сено.
Продуктов не хватало. Деревенских жителей спасали приусадебные участки. Евдокия Ильинична, отработав весь день в колхозе, работала затем на своем участке – ей надо было кормить и растить детей. В своем последнем письме Михаил Николаевич просил: «Береги детей, Дуня!». И этот наказ она выполнила.
Евдокия Ильинична вырастила троих детей. Все они получили хорошее образование. Её сын, мой прадедушка, Николай Михайлович Ермолаев работал в Новосарбайской школе учителем истории.
Евдокия Ильинична прожила долгую и трудную жизнь. И она тоже внесла свой вклад в Победу.
Я изучила небольшую страничку истории своей семьи в истории Великой Отечественной войны. И обращаюсь к своим сверстникам в преддверии Дня Победы: ребята, мы должны знать историю страны, историю своей семьи. Знать и помнить своих героев, победивших фашизм, сохранивших страну, отдавших жизни за наше счастье и свободу.
В написании этой статьи огромную помощь оказали моя прабабушка Ермолаева Валентина Николаевна, дедушка Ермолаев Владимир Николаевич. Я долго вела беседы с ними, записывала воспоминания, рассматривала фотографии из прабабушкиного альбома, внимательно изучала документы семейного архива и архива Министерства обороны, письма дедушки Миши с фронта. Благодарю за помощь в подготовке материала директора Новосарбайской школы Ирину Николаевну Лукьянову.
Валентина Ермолаева, село Новый Сарбай