На музейных стеллажах
Побывав в историко-краеведческом музее Георгиевской школы, мы поговорили с его руководителем Галиной Ледяевой и юными посетителями – о том, как музей открывался, развивался, чем способен привлечь и какими и экспонатами пополнялся в последние годы.
Память о Великой Отечественной войне
Своих первых посетителей музей в Георгиевской школе встречал в 2015 году. Экспозицию к открытию готовил весь педагогический коллектив, а наибольший вклад внесли Римма Евгеньевна Ивлиева, Ольга Павловна Толмачева и Галина Владимировна Ледяева, которая впоследствии на долгие годы станет хранительницей и руководителем музея. Всё, что было собрано, энтузиасты обработали, систематизировали, скомпоновали. Музей открывался в год 75-летия Победы, поэтому особое внимание было уделено юбилею, ветеранам, учителям-фронтовикам и связанными с Великой Отечественной войной историческими материалами и экспонатами.
Нельзя не остановиться возле стендов, посвященных Ивану Андрияновичу Танчуку, одному из самых уважаемых педагогов и руководителей Георгиевской школы. С февраля 1944 до конца года воевал на Украинском, Белорусском и Западном фронтах. В 1955 году он пришел работать в Георгиевскую школу, а с 1958 по 1981 годы был директором. На самом видном месте в музее красуются парадный костюм Ивана Андрияновича, его награды и документы.
На стендах — лица земляков
Со временем музей расширялся, появлялись новые материалы. «Многие из них приносили в дар односельчане, – говорит Галина Владимировна, – также музейный фонд пополнялся результатами исследовательской работы. Первый директор нашей школы, участник войны Сергей Александрович Ковалев, погиб под Сталинградом. Посвященный ему стенд содержит фотографии его могилы, сделанные бывшим директором Георгиевской школы Риммой Ивлиевой.
Очень необычным человеком запомнился бывший учитель географии Андрей Пименович Безус. Во время Великой Отечественной войны он служил офицером в военно-морском флоте, защищал Севастополь, попал в плен, вышел из застенков лагеря. Уже в мирное время выучился на педагога и работал в Георгиевской школе. Андрей Пименович никогда не рассказывал о войне, был очень спокойным и талантливым человеком, увлекался фотографией, рисованием. «Обратите внимание на перевернутую военную каску. Наши ученики вместе с педагогом Ириной Ступниковой посетили Севастополь для вручения памятной таблички с именем Андрея Пименовича – рассказывает Галина Ледяева, – взамен они привезли горсть севастополькой земли (она хранится в каске) и новые экспонаты для музея».
Жители села передали в дар много интересных экспонатов, ставших впоследствии украшением музея, привлекающим юных и взрослых посетителей. «Посмотрите, здесь на стенде собраны материалы, посвященные фронтовику Михаилу Панферову. Вы можете видеть котелок, полевую сумку, гимнастерку и награды. Рядом – награды Александра Подлесного – в том числе орден Красного Знамени, медаль «За взятие Кенигсберга», медаль «За отвагу». Осенью прошлого года их принес сын воина со словами: «Пусть они лучше хранятся в музее, где их увидят много людей». Это из числа недавно появившихся экспонатов.
Выпускник нашей школы, сын участника Великой Отечественной войны Сергей Панферов погиб, выполняя интернациональный долг в Афганистане, и ему посвящена отдельная экспозиция.
Около четырех лет назад руководитель музея из села Борское передал в Георгиевку несколько предметов военного времени – оболочку снаряда и солдатскую сумку, найденные в результате раскопок в окрестностях Курской дуги», – с гордостью говорит руководитель музея.
Музей как часть воспитания
Во время нашей беседы гостями музея стали четвероклассники – их поощрили экскурсией за активное участие в жизни класса. «Это очень любознательные ребята, – поделилась советник директора по воспитанию Наталья Николаева, – любые дела для них увлекательны, и мы с ними стараемся участвовать во всех акциях и мероприятиях. В рамках акции «Первомай» посетили музей, а на уроке изобразительного искусства рисовали первомайские открытки».
«Да, оружие особенно притягивает мальчишек, – подтверждает Галина Владимировна, – у нас даже мина противопехотная есть, и самый первый вопрос, который часто приходится слышать – а она обезврежена?
Четвероклассник Алексей Беляев рассказал: «Про школьный музей знаю, что здесь хранится много всего интересного, особенно хотелось посмотреть на гильзы, снаряды. Конечно, я уже здесь был в младших классах, но многого не запомнил, не увидел, не обратил внимание на отдельные экспонаты, и теперь нахожу много нового». Алексей искренне удивляется большим деревянным счетам: «Как вообще на них считали?». Разобравшись с помощью взрослых, уже через несколько минут он, двигая костяшками, легко набирает на счетах любое число.
Маргарита Исмаилова и Настя Грихина задержались возле школьной формы советского образца. «Даже с учетом того, что темная ткань выцвела, а белая потемнела от времени, форма смотрится красиво, – дают они свою оценку, – в такой вполне можно ходить современным школьникам. Мы сегодня тоже выглядим празднично, и тоже надели красные галстуки – в честь 1 Мая. Нам рассказывали о традициях праздника, в том числе – пионерских».
Вместе со временем
Одни из самых свежих экспонатов – поступившие в августе прошлого года стол, кресло и стул. Набор мебели передал Владимир Водолазов, выпускник Георгиевской школы. Владимир Николаевич работал в театре оперы и балета. Мебель найдена в театральных залежах, и, по ряду свидетельств, за этим столом работали члены Правительства СССР, эвакуированные в Куйбышев. Точно такой же стол, но значительно крупнее размерами, расположен в бункере Сталина. Для музея это очень значимое и ценное приобретение – стол, кресло и стул прекрасно сохранились, хорошо заметен уникальный дизайн советского стиля и легко читается назначение – стол и кресло предназначены высокому чину, стул – для посетителя. Мебель органично расположилась рядом со входом в музей, как будто стояла здесь с момента открытия. Это не единственный дар Владимира Водолазова, он и ранее делился предметами исторического значения, среди них скульптура, набор школьных значков советского периода.
В Георгиевке по праву гордятся своим музеем. «Во-первых, само оформление, сами стенды и шкафы сделаны не кустарно, – говорит Галина Ледяева, – а заказаны именно для музея. Были затрачены серьезные средства – их собирали при помощи организаций и жителей села, но результат себя оправдал, посетители попадают в интерьер настоящего музея. Во-вторых, для обрамления выставки подобраны яркие черно-белые фотографии, на которых изображены наши земляки в разные исторические периоды и значимые события.
Музей не должен оставаться «законсервированным», он должен прирастать. Музей служит отражением времени, а время не стоит на месте. Мы двигаемся вперед, вырастают новые поколения, прежние уходят в историю. Мы должны хранить связь между поколениями, и меняться вместе со временем».
Сергей Коваленко