Профессия по наследству

Image
В Самарской области подведены итоги ежегодного конкурса педагогических династий. В нем принимают участие семьи учителей, в которых из поколения в поколение передаются традиции, опыт и профессиональное мастерство. В 2023 году финалистами конкурса стали 10 династий. Победителем признана династия Григошкиных из села Домашка, педагоги в четырех поколениях. Их общий педагогический стаж – 192 года.

По велению души
За 192 года профессию преподавателя выбрали 12 членов семьи Григошкиных: среди них мастера производственного обучения, учителя русского и
английского языков, историк, учитель начальных классов и педагог дошкольного обучения.  1 сентября нынешнего года фамильное древо педагогов пополнилось еще одним педагогическим работником.
Инициатором участия в конкурсе педагогических династий стала ее представитель, учитель в четвертом поколении, Юлия Тарасова. Педагог и художник, основатель Образцовой студии детского творчества «Радуга», она собрала по крупицам все документальные свидетельства большого педагогического труда своей семьи.

«Согласно документам, общий педагогический стаж нашей семьи в четырех поколениях 192 года. И это только подтвержденные трудовыми книжками данные, однако если копнуть глубже, мой прапрадед, по воспоминаниям моего отца, служил педагогом в церковно-приходской школе еще в царской России. Но, к сожалению, документального подтверждения этому факту не нашлось», – посетовала Юлия Александровна, рассматривая генеалогическое древо своего рода. – Удивительное это явление – династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови», дар учить, переданные по наследству? Или нечто полученное свыше, определяющее судьбу? Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, на то необходимо веление души», – уверена педагог.

Основатель династии
Основателем династии стала Мария Дмитриевна Григошкина. Она родилась в селе Домашка в 1929 году. «Мария Дмитриевна, моя бабушка, после окончания школы закончила курсы пионерских вожатых и с 1 сентября 1951 года работала сначала старшей пионерской вожатой в Домашкинской школе, а позже начала вести уроки домоводства, – рассказала Юлия Тарасова. – Для меня стало открытием, что она преподавала трудовое обучение для девочек. Бабушка проводила лекции для родителей, была участницей художественной самодеятельности, участвовала в конкурсах творческих работ по вязанию крючком и вышивке. То есть любовь к рукоделию, к декоративно-прикладному творчеству мне передались от нее. А вот вторая ее внучка, моя сестра Татьяна, унаследовала от своей бабушки организаторские способности. В 50-60-е годы под руководством Марии Дмитриевны пионеры активно занимались тимуровской работой: помогали пожилым людям, организовывали шефство над октябрятами, проводили субботники, концерты для жителей села. В летний период создавали пионерскую агитбригаду и ездили на полевые станы. А в настоящие дни Татьяна Мазурина активно занимается молодежной политикой, создала волонтерскую группу «Рука помощи», а с первого сентября она еще и советник по воспитанию в школе. Вот такой круговорот генов в династии».

По примеру матери, Марии Дмитриевны Григошкиной, педагогику выбрали и ее дети. Сын Виктор Петрович Григошкин после окончания Кинель-Черкасского ПТУ и службы в армии начал свой трудовой путь в ПТУ-43 села Домашка. Виктор Петрович стал открывателем такого направления в училище, как пчеловодство. Его общий педагогический стаж – 16 лет. Там же, в училище, мастером производственного обучения работала и жена Виктора Петровича, Анна Григошкина. Уже позднее по стопам родителей пошли их дети Дмитрий и Ольга.

«Правда, Дмитрий Викторович Григошкин недолго проработал педагогом, сегодня он работает в органах местного самоуправления, а вот его сестра Ольга Викторовна Григошкина много лет трудится учителем начальных классов и завучем в школе № 174 имени И.П. Зорина в городе Самара, – пояснила Юлия Тарасова. – Ольга Викторовна занимается организацией педагогического эксперимента в школе и входит в группу учителей по внедрению технологии эвристического обучения. А ее ученики являются победителями в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок»; во всероссийском конкурсе по русскому языку и литературе «Родное слово»; во всероссийском конкурсе по естествознанию «Это знают все» и многих других».

Чета педагогов
Дочь Марии Дмитриевны, Валентина Петровна Ходакова, сама стала продолжателем педагогической династии. Вместе с мужем Александром Дмитриевичем Ходаковым она посвятила всю свою жизнь Домашкинской школе.
«Мой папа и моя мама много лет проработали вместе в нашей сельской школе. Папа, Александр Дмитриевич Ходаков, получил высшее образование в Куйбышевском государственном педагогическом институте сразу по двум специальностям «Учитель истории и английского языка». 

Работал в Домашкинской средней школе с 1 сентября 1981 года учителем английского языка, а через 10 лет стал директором. Его педагогический стаж – 27 лет. При этом он был не только учителем, но и активным общественником, на протяжении ряда лет избирался депутатом Самарской губернской Думы, депутатом Кинельского района. К сожалению, он рано ушел из жизни. А вот мама, Валентина Петровна Ходакова, только в этом году ушла на заслуженный отдых. Ее педагогический стаж – 42 года. Валентина Петровна начала работу в Домашкинской школе после окончания института в 1981 году в должности старшей пионерской вожатой, а через год стала вести уроки русского языка и литературы. С сентября 1996 года работала заместителем директора, а затем и директором школы. Валентина Петровна – «Отличник народного просвещения».
«Мы благодарны, что наш педагогический труд замечен и оценен на высоком уровне. И я испытываю чувство гордости за каждого из нас, – поделилась мыслями Валентина Петровна на церемонии награждения. – Разве не счастье – посвятить свою жизнь любимому делу? Наша династия живет и продолжается».

Преподаватели в четвертом поколении
Самыми младшими представителями педагогической династии Григошкиных сегодня являются Юлия Тарасова и Татьяна Мазурина, дочери Валентины Петровны и Александра Дмитриевича Ходаковых.
Юлия Александровна окончила Домашкинскую школу с серебряной медалью и поступила в Самарский педагогический университет на факультет декоративного и прикладного искусства. Сегодня она работает в детской школе искусств села Домашка педагогом дополнительного образования, 10 лет является руководителем Образцовой студии детского творчества «Радуга».  Воспитанники студии неоднократно награждались дипломами как регионального, так и международного уровней. Юлия Тарасова с 2018 года – член Самарского отделения Международного союза педагогов-художников, член творческого союза мастеров Кинельского округа.

Ее сестра Татьяна занимается развитием молодежного движения поселения, руководит молодежным волонтерским отрядом «Рука помощи». И продолжает свое обучение в Домашкинском техникуме на факультете «Дошкольное образование».
«А вот по папиной линии также есть учителя. Моя тетя Ольга Дмитриевна Ходакова. Она тоже окончила наш Самарский государственный педагогический университет, факультет дошкольного образования. Ее педагогический стаж – 43 года».

«Семья у нас большая, – подводит итог Юлия Александровна. – И, если собираемся вместе, всегда шутим, что каждый праздник в нашей семье – это немножечко педсовет. А если серьезно, когда пришла мысль участвовать в конкурсе педагогических династий, хотелось рассказать именно о своих родных: о бабушке, дяде, отце и матери, показать широкой общественности, сколько лет отдано детям, педагогике, чтобы об их труде знали не только наши домашане, но и жители Самарской области, чтобы нашими учителями гордились. Меня переполняло чувство гордости, когда во время церемонии награждения на экране появились родные лица, а в зале зазвучали родные имена. Я горда тем, что являюсь продолжателем большой педагогической династии».

Елена Грошева. Фото из архива семьи Григошкиных


Печать