Служил на «Скрытном» и «Одаренном»

Image
25 января жителю Угорья Александру Плотникову исполнилось 55 лет. Большую часть из них он провел в родном поселке, работая в сельском хозяйстве слесарем, учетчиком, механизатором, но особую память Александр Викторович хранит о трех годах службы в военно-морском флоте — когда ему довелось побывать на широких водных просторах от Южно-Китайского до Охотского морей.

На острове Русский
Александр родился в Угорье, окончил восьмилетнюю школу и продолжил обучение в городе Кинель. После десятилетки начал работать на ферме учебного хозяйства сельскохозяйственного института, а в ноябре 1986 года был призван в армию и оказался во Владивостоке, на знаменитом острове Русский.
Долгое время остров Русский имел статус закрытой территории, здесь располагались укрепления Владивостокской крепости и множество воинских частей, которые сегодня практически все разрушены. На острове в советские времена располагалось несколько военных городков. Остров являлся крупной учебной базой всего военно-морского флота СССР, здесь располагался ряд учебных частей и часть специального назначения ВМФ.  Остров Русский отделен от Владивостока проливом Босфор Восточный. В июле 2012 года был открыт уникальный вантовый мост через пролив. Сейчас остров — одно из любимых мест отдыха во Владивостоке.

После обучения на острове Русский по специальности «радиотелеграфист засекреченной аппаратуры связи» был направлен в Советскую Гавань, на эскадренный миноносец «Скрытный»: «Первые три дня новоприбывшим дают на знакомство с кораблем, только ходишь и изучаешь отсеки, переборки, посты и так далее. Потом начинаются будни.
Корабль был стареньким, и его на два месяца поставили в сухой док на ремонт. Осенью 1987 года вышли на ходовые испытания в Татарский пролив, что в трехстах километрах от Советской Гавани. Если двигаться дальше по курсу, то будут Магадан, Охотское море и Камчатка. С другой стороны — Японское море. Это была наша территория патрулирования и выполнения задач по противовоздушной обороне. При мне «Скрытный» списали, и я посчитал, что на построенном в 1954 году корабле за время его эксплуатации успели отслужить 4500 человек».   

Поющий фрегат
Оставшиеся полгода Александр Плотников дослуживал на борту большого противолодочного корабля (БПК) «Одаренный». Этот корабль проекта 61 Краснознаменного Тихоокеанского флота стал самым первым в мире серийным кораблем 2-го ранга с газотурбинной энергетической установкой, отчего и прозван «поющим фрегатом» — за характерный свист турбин. Вместе с «Одаренным» Александр Викторович совершил морской поход до вьетнамской военно-морской базы Камрань: «Своими глазами видел Японию, Курильские острова. На корабле формируется особенная жизнь. Передвигаться бегом по трапу становится привычкой, ноги по ступеням должны словно чечетку отбивать, а кто не умел — того наказывали. Мне кажется, что и сейчас побегу, хотя вряд ли навык сохранился.

В состав корабля входят несколько боевых частей: БЧ-1 – штурманская боевая часть, БЧ-2 — оружейники, БЧ-3 — торпедисты, БЧ-4 – боевая часть связи; БЧ-5 – электромеханическая боевая часть и так до семи-восьми боевых частей. Сам входил в состав БЧ-4, которая обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля, получал и передавал зашифрованную оперативную информацию. Про первый шторм — он особенно запоминается. В Баренцевом и Японском морях шторма около пяти баллов не редкость, и два-три дня вообще ничего есть не можешь — не лезет. Самая неприятная — килевая качка, когда нос корабля волной задирается, а потом, как на американских горках, три-четыре минуты падает вниз. Красота, когда штиль, вода гладкая, даже не ощущаешь, что корабль движется. Только выйдя на палубу, можно увидеть, как за кораблем бурлит вода от винтов. 

Поспать на корабле — за счастье, от усталости, особенно на вахте, на ходу засыпали, и была такая традиция, что вечером накануне своего дня рождения ты угощаешь товарищей чаем, конфетами, пряниками, и можешь весь следующий день спать сколько хочешь.
Уборка на корабле идет четыре раза в день, традиция такая. С мылом всё моется. А в субботу — большая уборка, на целый день. Было время и для отдыха, запомнил, как в Северной Гавани пошли в кинотеатр на недавно вышедший в прокат «Человек с бульвара Капуцинов», во Владивостоке смотрел «Одиночку» с Жаном-Полем Бельмондо.
Природа, конечно, необыкновенная, очень много бухт. Местные говорили, что в бухту Советской Гавани кит последний раз заходил в 1956 году, больше не видели — загрязнение от кораблей сказывается. Зато касаток видели много в Татарском проливе, они даже выстрелов не боятся».

Вижу море во сне
Александр Плотников сошел с корабля в декабре 1989 года, домой добирался девять суток. До сих пор при помощи социальных сетей общается с людьми, входившими в состав экипажей «Скрытного» и «Одаренного»: «Узнаешь, где человек служил, зайдет разговор, и выясняется, что спали в кубрике на одной и той же кровати. Сразу же находится много общего. Армия ничего плохого после себя не оставила, много воспоминаний, часто сны про армию снятся. Благодаря интернету интересуюсь историей и современностью военно-морского флота России, историей отдельных кораблей, судьбами командиров и известных людей, побывавших на флоте, среди них — артисты, художники, политики».

Сергей Коваленко, фото из архива А. Плотникова

Image

Печать