В его судьбе – судьба страны

В этом году Кинельский район отмечает свое 95-летие. Один из ровесников района все 95 лет проживает в селе Малая Малышевка. Это Сергей Иванович Никульшин, родившийся 5 февраля 1928 года.

Говоря о себе, вспоминая жизнь своей семьи, Сергей Иванович Никульшин будто перелистывает страницы истории родной Малой Малышевки, Кинельского района, всей страны. Голод и коллективизация в предвоенные годы катком прошлись по каждой деревенской семье, оставив горький и неизгладимый след.
Сергей Никульшин: «В семье нас было 6 человек, мать седьмая.  Самая младшая у нас была 1940-го года рождения. А я был старший. До меня, как мать рассказывала, умерли четыре девочки. Они не доживали и до 2-х лет».

Отца Сергей Иванович помнит мало – в апреле 1941-го его вызвали в военкомат на трёхмесячные курсы и отправили на границу с Польшей строить подземные аэродромы. Там 21 июня он попал под первые бомбёжки немцев. С тех пор след его пропал.
Сергей Никульшин: «В апреле 42-го года матери пришло извещение: «Ваш муж Иван Михайлович Никульшин пропал без вести». Все, и больше мы ничего не знаем».
Мать, шестеро детей, война. А тут случилась в Малой Малышевке ещё одна напасть. Как необъяснимое горе, детская память запечатлела странную «эпидемию», по народной версии, отравлений от протравленного зерна.

Сергей Никульшин: «За три месяца умерли 324 человека в Малой Малышевке. Как только появлялось пятно на теле – человек уже не выживал. И только после того, как приехали  московские врачи, эпидемия эта закончилась».
Семью Никульшиных Бог миловал. К тому времени Сергей успел закончить 5-й класс церковно-приходской школы. Учился хорошо, с интересом, но жизнь диктовала свое. Старший сын должен помогать матери.  В 13 лет Сергей Иванович начал свою трудовую жизнь: его взяли пастухом.

Сергей Никульшин: «Пришел на ферму, мне поручили 50 голов дойных овец пасти. Доили 10 женщин, как сейчас помню. И я там был сыт, и даже немножечко маме помогал – баклажечку, да домой принесу».
В зиму 1944-го местную молодёжь – 6 мальчишек и 11 девчонок – за отсутствием других рабочих рук обучили азам работы на тракторе.
Сергей Никульшин: «И вот на 44-й год нас всех по два человека на трактор. А тракторы были колёсные, железные, со шпорами. По грунтовой дороге невозможно было ехать. И вот мы там работали – девочки и нас шесть подростков».

Помнит Сергей Иванович и секретный аэродром, который в военные годы базировался в окрестностях соседней Сосновки. Учебные полёты начинающих пилотов не всегда были удачными, и об этом первыми узнавали вездесущие мальчишки.
Сергей Никульшин: «Аэродром у нас был за полем. Помню, примерно в 1943-м году зимой. Лыжи у нас были самодельные такие – от бочек доска и ремешки. И вот мы 3 километра туда в поле бежали, нас человек 8-9 было. Прибежали на место аварии, а там – одна нога в унте, ракетница валяется. И тут же явились солдаты, нас окружили, что у нас было, отобрали. Упал самолет, разбился».

С 1944 по 1956 годы проработал Сергей Иванович на тракторе. Можно сказать, на нем и вырос, и Победу встретил, и возмужал. Из-за болезни пошёл работать опять в животноводство. Деревенская смекалка помогала и здесь – послевоенные годы не были сытными, спасение находили сами.
Сергей Никульшин: «Было очень много, страх, как много, сусликов. И мы этих сусликов ловили – и очень хорошо питались. Даже щи варили из сусликов. Одно время в обеденный перерыв подъезжает машина. Мы как раз обедаем. Мяса у нас много. А подъехал Щербинин Аркадий Александрович. И говорит: «Это вам жить можно!» Он сначала-то подумал, что это баранина, а хвать – мы сусликов ловим. Мы его тогда угостили, и ему понравилось».

Укрупнение и слияние нескольких хозяйств в одно, по словам Сергея Ивановича, началось в 1952 году. То время он вспоминает как начало улучшения жизни.
Сергей Никульшин: «С 1952-го года пошло вверх все. Стали получать на трудодни хлеба. А уж вот когда совхоз появился, тут нам объявили, что трудодней не будет, будет зарплата».
Вся жизнь Сергея Ивановича прошла в трудах. И вся история совхоза «Малышевский» тоже у него в памяти. Как активного, делового, скрупулезного, его ставили на самые ответственные участки: начинал с учётчика на ферме – стал бригадиром. Даже на инвалидности продолжал работать – заведующим складами. А на пенсии еще 18 лет выполнял обязанности председателя общества инвалидов села Малая Малышевка.
Сергей Никульшин: «Работали, трудились. По-настоящему трудились. Если б не трудились, ничего бы и не было».

Привычка к труду, активная жизненная позиция – у Сергея Ивановича в крови. В свои более чем солидные годы без дела не сидит. На нём дом – жену похоронил в 1996-м году, говорит, сразу как осиротел. Хотя дети, внуки и правнуки своим вниманием не обижают. Вот и подарок племянника, писателя Ивана Ефимовича Никульшина, тоже пришёлся как нельзя кстати – ветеран оформляет свои воспоминания в летопись родного села. Ровесник района, он и муниципалитету в его юбилейный год желает развития и процветания.

Сергей Никульшин: «Ну что, больших успехов в труде, здоровье чтоб у всех было. И все будет получаться. Руководители чтоб каждый день не менялись! Живи, не грусти, не робей, душой и сердцем не старей! Все!»

 Татьяна Лямина, фото Н. Лямина

Image

Печать