Самат Мухамбеталиев: «Трусов среди нас не было»

Image
Самат Мухамбеталиев прошел испытание службой в горячей точке — получил ранения при штурме Грозного и был награжден Орденом Мужества за отвагу и самоотверженность при ликвидации незаконных вооруженных формирований.

Служить понравилось, ни разу не пожалел
Он родился в Казахстане, в городе Уральск. После развода родителей вместе с мамой переехал в Саратовскую область. Жили в поселке Сланцевый Рудник, где размещался вертолетный полк.
«У меня два брата военные, — говорит Самат Серикович, — и мама служила в силах противовоздушной обороны. Один из братьев жил на Сахалине, вышел на пенсию в звании подполковника. Второй до сих пор служит начальником военного комиссариата в Казахстане. А у меня в молодости, если честно, к военной службе интерес совсем не проявлялся. Хотелось, как и многим в девяностые годы, найти подходящее дело и начать зарабатывать. Рвения не испытывал, но на срочную службу меня призвали. Зато близкие за меня порадовались: времена стояли неспокойные, и дисциплина молодому парню должна пойти на пользу — так они размышляли». 
Самат проходил службу во внутренних войсках, в ходе командировок побывал в Астрахани, объездил весь Северный Кавказ. Выучился на сержанта, затем на командира отделения: «Служить понравилось, ни разу потом не пожалел».
 
Видел примеры героизма
Его назначили заместителем командира взвода, и в этом качестве Самат Мухамбеталиев встретил новость о начале вооруженного конфликта в Чеченской республике: «Это был 1999 год. Начиная с февраля месяца мы перемещались по заставам вдоль границы с Чечней. Известия о боевых действиях начали появляться в сентябре, и мы перешли границу одними из первых в составе 320-го батальона внутренних войск. К ситуации, в которой оказались, относился спокойно, и на всем пути до Грозного потери у нас были минимальные. Двигались сразу же следом за федеральными войсками, выполняли зачистки пройденных населенных пунктов. Так через всю Чечню дошли до Грозного, а вот там уже боевые действия велись в полную силу, и в результате я потерял практически всех своих друзей.  Навсегда запомню штурм Грозного — 5 часов утра 26 декабря 1999 года, и при первой же попытке зайти в город батальон лишился около двадцати человек. А дальше — слава Богу, что живой остался. Видел своими глазами настоящие примеры героизма. Например, как начальник штаба батальона, потеряв одну руку, вытаскивал раненых солдат. Во время очередной вылазки оказались в окружении, и я получил сквозное пулевое ранение в ногу».

Выносили Самата, передавая из рук в руки — сначала сослуживцы, предварительно вколов ему свои ампулы с промедолом, потом чеченские ополченцы, вставшие на сторону федеральных сил, пятигорские омоновцы, санинструктор. Не бросили.  Пока двигались в тыл, выстрелы и взрывы не стихали, по дороге Самат оказался контужен и ещё раз ранен — осколком в спину. Всю серьезность ситуации он осознал в полевом госпитале, куда свозили раненых и погибших.
«Только потом я узнал судьбу своих друзей, — вспоминает Самат Мухамбеталиев, — один, Саня Шулепов, сгорел. Второй друг пошел в новогоднюю ночь с двумя командирами проверять посты, и все они пропали. Нашли через неделю в подвале — друга забили прикладами, опознать удалось только по татуировке. Погибли многие из командного состава, включая комбата. После нового года по причине потери состава и боеспособности батальон вывели из республики и в дальнейшем расформировали. 
 
Снова готов к боевым задачам
После госпиталя Самат долго восстанавливался, ходил с палочкой. На «дембель» вернулся к отцу, в Самарскую область. В полицию на работу не брали, оставалась только армия, поэтому устроился на контрактную службу. Сменил несколько военных частей, сейчас служит в рядах Росгвардии начальником караула по охране военных складов, живет с семьей в селе Бобровка.

«С теми, кто остался в живых, регулярно встречаемся, созваниваемся, — делится Самат  Мухамбеталиев, — мне до пенсии остался год, но я знаю, что сейчас некоторые из моих бывших товарищей по батальону находятся в зоне СВО, и прошусь к ним — пишу рапорты и надеюсь, что будет принято положительное решение. Я действующий военный и знаю, что такое вооруженный конфликт. Пусть там окажутся опытные бойцы, вместо молодых и неподготовленных. Сложно объяснить, но в горячей точке чувства обостряются, и то, что на «гражданке» казалось важным, отходит на второй план. Ярче воспринимается окружающий мир и проявляются все человеческие качества, дружба, взаимовыручка. Из парней, с которыми служил, многие были способны на смелые, самоотверженные поступки, трусов не было. Если вернуть то время, я бы ещё раз, плечом к плечу с ними, взялся за выполнение боевых задач».

Сергей КОВАЛЕНКО.

Image

Печать