Малышевский хлеб не выпекают уже более 20 лет, однако если спросить у тех, кто этот хлеб в свое время пробовал, неизменно получишь самые хорошие отзывы. «Одним словом, вкусный был хлеб», — подводят итог сельчане и горожане.
И далеко не все знают и помнят, что начиналась история малышевского хлеба с простого пари.
«Начавшиеся 90-е требовали новых предложений по хозяйствованию, поэтому на одной из планерок под председательством Александра Степановича Старостина, директора совхоза «Малышевский», я высказал предложение организовать свою пекарню, — вспоминает Сергей Курапов, глава сельского поселения Малая Малышевка. — А сможешь за месяц построить цех? — тут же спросил председатель. — Конечно, смогу, — ответил я. Тогда никто на продолжение этой бравады не рассчитывал, однако через некоторое время председатель вновь вернулся к этому вопросу. Организацию пекарни и выпуск эксклюзивного маломалышевского хлеба в короткие сроки Сергей Курапов может по праву считать одним из самых весомых достижений в своей работе.
«Времена были сложные: денег не было, но было хорошее зерно и мука. Пришлось выкручиваться. Поехал на ВДНХ, изучил оборудование для пекарен – от французского круассана до отечественной буханки. Нашел покупателей зерна, а на вырученные деньги приобрел оборудование. Выбор тестомесов — отдельная история. В Москве познакомился с ребятами, которым изготовили такое оборудование по их эксклюзивным чертежам. Работа тестомеса повторяла движение женских рук при вымешивании теста. Именно на таком тестомесе остановили выбор и мы. И все это в течение месяца. Параллельно моя бригада (в те времена Сергей Курапов работал главным энергетиком совхоза «Малышевский») готовила здание бывшей бани под новое хлебопекарное производство.
Но оборудование — это только половина дела. Подобрать команду, которая будет печь хлеб, тоже было делом непростым. Добрым словом хотелось бы вспомнить Марию Григорьевну Бакулину, нашу малышанку. Она всегда пекла хлеб на хмелевой закваске, славились ее караваи на все село. Помочь с выпечкой хлеба мы первым делом попросили ее. По нашей просьбе Мария Григорьевна рассчитала количество закваски на дежу (из одной дежи получалось порядка 400 буханок хлеба). Дрожжи для хлеба она готовила сама на основе лесного хмеля и снабжала готовыми брикетиками пекарню.
Технологию наши пекари соблюдали досконально, ингредиенты все были свои, натуральные, и хлеб получался очень вкусный. Большая благодарность нашим технологам — Ольге Пантюховой, Лидии Кубриковой, девочкам-пекарям. Благодаря их стараниям наш хлеб стал своеобразной валютой: куда-то ехали — брали целый хлебный лоток с собой в качестве гостинца. Меньше чем за год малышевская пекарня стала выпускать до 1500 буханок в день. Потом стали продавать хлеб в Самаре, брали его охотно. Спасибо водителю Николаю Зацепину, который возил хлеб и содержал хлебовозку в идеальной чистоте, могла позавидовать любая хозяйка. При этом наши пекари постоянно что-то пробовали: наладили выпуск булочек, тех, советских, по 10 копеек, куличей к празднику».
С развалом совхоза работа малышевской пекарни постепенно сошла на нет.
«Конечно, жаль, что малышевского хлеба больше нет. Работая с этим продуктом, я убедился в старинной мудрости: печь хлеб корысти ради — только портить продукт. Хлеб любит добрые руки и радеющих за него людей, отзываясь ярким душистым вкусом и ароматом».
Елена ГРОШЕВА.