В этом году у Александра Феодосьевича Медведева, жителя села Малая Малышевка, целая череда юбилеев: 20 лет назад он поселился с супругой Валентиной Владимировной в Малой Малышевке, 80 лет — его личный юбилей, и вот уже 60 лет как супруги Медведевы живут вместе, отметили бриллиантовую свадьбу. Однако поводом для встречи с Александром Феодосьевичем стала совсем другая дата — ровно 20 лет назад Александр Медведев завершил свой трудовой путь — космической промышленности он посвятил 43 года.
Потомственный химик
Александр Медведев родился в городе Чирчике (Узбекистан) в семье известного в советские времена химика Феодосия Медведева. Этот небольшой населенный пункт стал известен на весь Советский Союз благодаря стратегическому предприятию, которое разместилось здесь в военные 40-е годы. «В 41-м году мой отец в составе эвакуированного с Украины азотно-тукового предприятия приехал в Узбекистан и налаживал здесь производство».
С момента запуска предприятие называлось Чирчикским электрохимкомбинатом. Это было первое в Центральной Азии предприятие по производству азотных удобрений. Введенный в строй в 1941 году, завод стал родоначальником химической промышленности в Узбекистане и послужил основой для строительства города Чирчика. В 1975 году комбинат был переименован в Производственное объединение «Электрохимпром».
«В 17 лет на это предприятие пошел работать и я, одновременно поступил в Ташкентский политехнический институт, учился на химика. Начинал учеником электрослесаря, работал электромонтером, аппаратчиком в цехе конверсии металла».
Юноша тогда и не представлял, что позднее, пройдя все ступени производства с самого низа, не только изобретет и запатентует в составе группы ученых-химиков способ получения неслеживающейся гранулированной аммиачной селитры, но и в структуре Электрохимического комбината возглавит закрытое предприятие по выпуску жидкого водорода для ракетно-космической системы «Энергия-Буран». И это стратегическое производство станет делом всей жизни Александра Медведева: «Сначала это называлось 25-е производство, затем — «Цех-55». По сути — маленькое производство за тремя колючими заборами. Жидкий водород не увидеть, он содержится при температуре минус 240°С и очень взрывоопасен. Специальные агрегаты переводили водород из газообразного в жидкое состояние, а транспортировался он с помощью сложнейшей криогенной техники. Я был на месте старта «Энергии-Бурана» уже после взлета. Мощь высвобожденной ракетной энергии не может не поражать — не выдерживало даже железобетонное покрытие площадки, не говоря уже о тоннах воды, которой заполнялся глубокий котлован под ракетой, специально предназначенный для гашения раскаленных выхлопов, — весь объем жидкости полностью испарялся».
Орбитальный корабль «Буран» и его носитель — ракета «Энергия» — стали одним из символов прогресса науки и техники. Конструкторы не отрицали, что «Буран» был частично скопирован с американского «Спейс шаттла», однако имел свои особенности — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера. В качестве топлива для этой ракетно-космической системы использовался жидкий водород, что в рамках советского ракетостроения являлось ее уникальной конструктивной особенностью. Космический корабль «Буран» был запущен 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур в беспилотном режиме (без экипажа на борту) при помощи ракеты-носителя «Энергия». Корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на Байконуре. Больше «Буран» не запускали (он был рассчитан на 100 полётов в космос). Некоторые технические решения, полученные при создании «Бурана», были использованы в российской и зарубежной ракетно-космической технике.
В космосе «Буран» побывал единожды. Дальнейшая судьба многоразовых космических кораблей отечественного производства не сложилась. В 90-х программу закрыли, и амбициозным планам по усовершенствованию и развитию подобных космических аппаратов не суждено было сбыться. Единственный летавший в космос «Буран» был разрушен в 2002 году при обвале крыши монтажно-испытательного корпуса, в котором он хранился вместе с экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
«Мы были свидетелями важнейшего этапа развития космонавтики в прошлом веке, — уверен Александр Феодосьевич. — Перестройка как минимум на десятилетие отбросила эту отрасль назад, хотя перспективы были фантастические. Было налажено высокотехнологичное производство, не имевшее аналогов, очень серьезным был контроль со стороны государства. Я и сейчас уверен, что будущее — за водородными двигателями, и остается надеяться, что наша космонавтика выйдет на новый виток развития, и былые достижения вновь будут востребованы».
В Малой Малышевке начали жизнь с нуля
В начале 90-х в Узбекистане стало неспокойно. И хотя серьезных конфликтов на национальной почве не возникало, но все же русские семьи стали покидать бывшую советскую республику. «Уезжали высококлассные специалисты, — с горечью вспоминает Александр Медведев. — И осуждать из нельзя, мы своих зарплат не видели месяцами. Доходило до того, что ездили в соседний Казахстан, где люди жили еще хуже, продавали кухонную утварь, одежду и многое другое, чтобы купить продукты».
Из Узбекистана уехал старший сын Медведевых, остановилось производство, на котором Александр Феодосьевич проработал 43 года. Коллеги с почестями проводили ветерана предприятия на заслуженный отдых, хотя по стажу работы и условиям вредного производства он был ему положен много лет назад. В 2002 году вслед за сыном отправились Александр и Валентина Медведевы. Продали в Чирчике родительский дом, две квартиры, дачу, машину. А приехали в Россию и выяснили, что имеющихся у них грошей ни на какую недвижимость не хватит. В Малую Малышевку попали случайно, здесь продавался старый дом, а выбирать было уже некогда и не из чего — наступала зима. «Первый год было очень тяжело. Дом старый, неблагоустроенный, а зимы здесь снежные и морозные. Супруга порой вешала белье на морозе и заходила в дом со словами: «В ссылку мы, Саша, попали». Сейчас уже привыкли. Живем вот уже 20 лет. Село хорошее, благоустроенное, чистый воздух, рядом лес. Однако до сих пор мысли возвращаются на родину, в Чирчик», — говорит ветеран.
Право на Орден
Здесь, в России, Александра Медведева никто не ждал и не знал. Право на пенсию нужно было доказывать в бесконечных очередях. Ни о каком стратегическом производстве слышать никто не хотел, десятилетия работы на вредном производстве не засчитывали в пенсионный стаж, а сама пенсия вышла у химика-ветерана минимальной.
В защиту Александра Медведева встали сын и администрация сельского поселения Малая Малышевка. Ветерану был положен орден, но саму награду еще требовалось найти в архивах, а право на нее доказать. Орденом Почета СССР за участие в проекте по производству топлива для космического комплекса «Энергия-Буран» Александр Феодосьевич была удостоен еще в 1990 году указом М.С. Горбачева, но на вручение в Москву по понятным причинам ему тогда попасть не удалось. Долгие переписки со столичными архивами, наконец, увенчались успехом. Подпись на удостоверении обладателя награды времен СССР поставил занимавший в то время должность Президента РФ Д.А. Медведев. Так, спустя 21 год, только в 2011 году, Орден Почета дошел до адресата.
60 лет вместе
Александр Феодосьевич и его супруга Валентина Владимировна — ровесники, им в этом году исполнилось по 80 лет, 60 из которых они живут вместе.
На вопрос о том, как супруги познакомились, Александр Феодосьевич, в большинстве своем строгий, привыкший к самодисциплине, отвечает с неожиданно мальчишечьей улыбкой: «На танцах. Красивая она была очень, она и сейчас у меня красавица».
В далеком 60-м году то ли по ошибке, то ли намеренно группу девчонок 1-го курса Ташкентского политеха направили на практику на Электрохимпром. Там симпатичной студентке чрезмерно настойчиво стали оказывать знаки внимания заводские парни. «Как увидел, что стали приставать, понял, что надо спасать. Сам-то я был не слишком крупным парнем, один бы не справился. Нашел подмогу. Можно сказать, что жену себе отвоевал».
Супруги вместе закончили химфакультет Ташкентского политеха, вместе работали на Электрохимпроме. Вырастили двух сыновей. Ничего удивительного в таком супружеском долгожительстве Александр Феодосьевич и Валентина Владимировна не видят. Общность интересов, взаимоуважение, одни на двоих радости и горести, а главное, любовь сделали супругов единым целым.
Елена ГРОШЕВА.