Главное — любить детей

День воспитателя и всех дошкольных работников отмечается в России каждый год 27 сентября. Это профессиональный праздник работников детских садов: воспитателей, их помощников, нянь и всего персонала. Накануне Дня дошкольного работника о нынешнем положении дел в профессии и современных тенденциях воспитания рассказали работники детских садов Кинельского района.

Один из самых крупных детский садов Кинельского района – «Колосок» в поселке Комсомольский – уже перешагнул 40-летний юбилей. Сегодня в его стенах в семи группах воспитываются 159 ребятишек. Наталья Азарова — один из самых опытных сотрудников сада, работает воспитателем уже 30 лет. Через ее руки прошло не одно поколение малышей, а бывшие воспитанники сегодня приводят уже своих сыновей и дочек. «За прошедшие годы система дошкольного воспитания несколько изменилась, — уверена Наталья Владимировна. — Во-первых, у дошкольных работников появилось больше отчетности. Во-вторых, усложнилась и образовательная программа для малышей. Сейчас не секрет, что большинство детей выходят из детского сада умея читать, писать и считать на начальном этапе. Конечно, такие требования современного образования накладывают на нас, воспитателей, особую ответственность: подготовить ребенка к школе и передать его в надежные руки. Наладить такой безболезненный переход помогают наши коллеги – учителя начальной школы. Учитель, к которому в 1 класс идут дети, приходит в течение года в подготовительную группу, наблюдает за занятиями, вносит свои рекомендации, и, конечно, знакомится с детьми в привычной для них обстановке. А дети у нас замечательные. Современные малыши активны, открыты всему новому, очень любознательны и обучаемы. За время нахождения в детском саду становятся родными. Вообще сельский воспитатель не заканчивает работу никогда. Вот вечером ватага моих ребят собирается на детской площадке около моего дома, захотели попить – бегут ко мне. Им так привычно. Да, и я привязываюсь к ребятишкам. Ведь только в детском саду мы бок о бок находимся 12 часов. Совсем маленькие бывает и мамой, и бабушкой невзначай называют. Именно поэтому работать без души в нашем деле нельзя».
Image

С Натальей Владимировной согласна и ее младшая коллега Ирина Лисицына, педагог-психолог детского сада «Колосок». Она в профессии 4 года. «Работать с детьми, помогать маленькому человеку преодолевать трудности – это счастье, — утверждает она. — В силу профессии я провожу коррекционные занятия с детьми с особенностями в развитии: это и речевые нарушения, и интеллектуальные. Роль детского сада в социализации и обучении таких ребятишек огромна. Поэтому большая ответственность лежит на воспитателях и педагогах, которые окружают таких детей. А таких малышей, к сожалению, с каждым годом становится все больше. Как психолог, я тесно работаю с родителями. Например, чаще всего у современных детей выявляется дефицит внимания: такие ребятишки шумные, часто драчливые, капризные, всеми силами и действиями перетягивающие внимание на себя. Они сложнее выстраивают отношения со сверстниками, очень обидчивы. Если видим такое поведение – работаем с родителями. К сожалению, в силу занятости, далеко не все мамы и папы могут уделить должное внимание своим детям. Но наши родители отзывчивы на рекомендации педагогов и воспитателей. Вместе находим компромисс».

Image
Светлана Сафронова, старший воспитатель детского сада «Ромашка» с. Красносамарское. Общий стаж работы Светланы Петровны – 26 лет, 19 из которых она работает в детском саду.  В этом году она была назначена на должность старшего воспитателя и признается, что несмотря на все трудности в воспитании малышей, лучшей профессии представить для себя не может. У Светланы Сафроновой несколько специализаций: по первому образованию, она учитель начальных классов, получила высшее образование по направлению логопед-дефектолог и олигофренопедагог, имеет опыт обучения и воспитания детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. А еще Светлана Петровна – многодетная мама. 
«Я безмерно благодарна своей профессии, — говорит она, — что она позволяет мне ежедневно окунаться в мир детства, доброй сказки и маленького чуда. Это не сравнимо ни с чем. И самое приятное, что мы, воспитатели, в этом принимает самое активное участие. Конечно, с детьми непросто, особенно в нашем детском саду. Из-за небольшого количества воспитанников, всего 50 человек, делить группы по возрасту у нас нет возможности. В саду всего 2 группы: с года до четырех лет, и с четырех до семи лет. Воспитателям приходится готовить развивающий материал сразу для нескольких возрастов и делить малышей на несколько подгрупп уже внутри основной группы. Пока занимаются с одной подгруппой, другие дети — играют и так далее. Дети разные, но общая для всех тенденция — увлеченность детей гаджетами, а не живым общением — наблюдается и в нашем детском саду. На мой взгляд, из жизни ряда детей исчез взрослый наставник, который с ним играет, рассказывает о сути вещей, отвечает на множество детских вопросов.  Все это заменили «развивашки», телефоны, онлайн-уроки и прочее, которые не будут терпеливо слушать рассуждения маленького непоседы и в сотый раз отвечать на один и тот же вопрос. Вот пример типичной современной ситуации: просим принести поделку в садик – родители делают ее сами, пока ребенок отвлечен телефоном или мультиком, чтоб не мешал. Да, поделка хороша, аккуратна, но идея была в другом, чтобы родители что-то сделали вместе с детьми, а не за них. Пусть поделка будет корявой, но зато воспитательное значение от совместно проведенного времени родителей и детей будет бесценно. Количественное и качественное общение детей и родителей сегодня на низком уровне. А мы, воспитатели, как бы ни хотели, такого общения заменить не можем».
Image

В этом году детскому саду в селе Большая Малышевка исполняется 10 лет. Это самое молодое дошкольное учреждение района и самое маленькое. Воспитываются в нем всего 15 ребятишек и работают два воспитателя. Ольга Нефодина, воспитатель структурного подразделения ГБОУ ООШ села Большая Малышевка, трудится в саду с момента его основания. «Начинали мы работать, если точнее, в 2011 году. Тогда в селе встал вопрос организации присмотра за детьми, и была создана оздоровительная группа, где за детьми присматривали, но они могли оставаться не на целый день. Через год мы уже получили лицензию и программу дошкольного образования. Ребятишек у нас немного, группа всего одна и рассчитана на 15 мест. Принимаем детей от 2 до 7 лет. Сложностей в воспитании таких разных по возрасту детей много, но немало и плюсов. К примеру, мы стараемся прививать старшим детям чувство ответственности за малышей: не обижать, помогать обуться, поиграть с ними и так далее. Шестилетки и семилетки охотно включаются в этот процесс и становятся хорошими помощниками воспитателям. Да, и сами детки взрослеют. С другой стороны, малыши тянутся за старшими, быстрее учатся самостоятельности. Вот такая взаимовыручка. Деление на подгруппы происходит только во время занятий. Мы, воспитатели, тоже учимся у детей. В первую очередь, видеть мир в цветных красках, как делают это дети. Видеть, как маленький человечек учится новому благодаря тебе, у него получается — это самая большая награда. А на благодарность малыши очень щедры. Есть и такая у нас традиция: дети, которые уже выпустились и пошли в 1 класс, после уроков обязательно прибегают к нам в группу: поговорить, поиграть — скучают. А мы не против, — отмечает Ольга Нефодина. — Накануне Дня дошкольного работника, мне бы особо хотелось подчеркнуть, что основа любой работы с детьми — это любовь и терпение. Без этих постулатов нельзя быть ни хорошим родителем, ни хорошим воспитателем. Как многодетная мама с большим родительским стажем, я знаю это твердо. Поэтому случайные люди в профессии воспитателя задерживаются редко».

Подготовила Елена ГРОШЕВА.

 


Печать