Аул Казахский 30-й раз встретил «утро года»

В Год культурного наследия народов России аул Казахский отметил особый юбилей — 30 лет с начала широкого празднования национального праздника «Камал-айт». Именно он в далёком 1992 году стал отправной точкой возрождения в ауле многих национальных традиций и обрядов.

Весна в ауле Казахский начинается с Камал-айта. Весенний праздник «утра года» для всех казахов символизирует возрождение новой жизни. И так сложилось, что именно с него 30 лет назад тогда директор СДК Дамет Усенова и молодой специалист Акзиба Джумаева начали большое дело по возрождению национальных традиций. В 1992 году они впервые организовали народное празднование Камал-айта.

Акзиба Джумаева, заведующая аульским СДК: «Начинали мы робко, потому что боялись, что нас не поймут и не поддержат — праздник-то старинный. А вот как раз старики тогда и поверили нам, здорово поддержали. Первый год, я прекрасно помню, как они все дружно не только пришли на праздник, но всем хотелось что-то показать: песню или обряд. И на самом деле была такая поддержка, что у нас буквально крылья выросли».

Воодушевлённые успехом, работники культуры вместе с детьми пошли к аксакалам — у них черпали почти забытые сведения о фольклоре родного народа. Постепенно Камал-айт стал обрастать своими традициями и наполняться национальным колоритом.
Акзиба Джумаева, заведующая аульским СДК: «Мы очень рады, что не потеряли этот праздник, что он у нас есть до сих пор. Казахи праздновали его испокон веков, но каждый у себя дома. У нас этот праздник получился народным. С каждым годом дети все больше проникаются им, его обрядами и играми, с удовольствием ждут его. Это утро года, это встреча весны».

В этот день казахи приветствуют друг друга традиционным жестом «курсайт» и просят прощения. Особенно ценно на Камал-айт получить «бата» — благословение от пожилых людей. В обязательной программе праздника — баурсаки. Здесь их пекут на улице, на живом огне, по рецепту, который передается из поколения в поколение.
Жанна Сарсенгалиева, житель аула Казахский: «Баурсаки — это все для казаха. Рецепт несложный: молоко, соль, дрожжи и сахар. Вот и баурсаки воздушные. Горячие, свежие!»
В юбилейный год Камал-айта в ауле решили напомнить ещё об одном старинном казахском обряде. «Атка мынгызу» — посвящение в джигиты, когда пятилетний мальчик впервые садится на лошадь. С этого момента он считается настоящим мужчиной, и для родственников это всегда большой праздник. Проводят его в окружении самых близких людей, радостно и ярко. В этом году героем стал Курман Умбетов.

Курман Умбетов: «Лошадь очень понравилась. Я не боялся».
Эльмира Умбетова, мама: «Это поддержание национальных традиций, национального колорита. Очень важно, чтобы дети не забывали этого, чтобы это оставалось в их памяти, чтобы они тоже из поколения в поколение передавали наши традиции».
В том, что юные джигиты не забудут национальную игру в кости «асык», можно не сомневаться. В неё здесь не просто играют — в ауле проводят свои чемпионаты по «асык», где соревнуются все, от мала до велика.
Дастан Сейтов, игрок в «асык»: «Подкидываешь косточку, и пока она летит, ты должен успеть взять новую, и поймать первую. Выигрывает тот, кто закончил последний. А если, например, одна осталась на руке, и ты её потом поймал, ты тоже выиграл».

Собираться всем вместе в Доме культуры — ещё одна традиция аульского Камал-айта. На маленькой сцене ДК — национальные песни и танцы, театрализованные представления, в основе которых казахский фольклор. Вспомнили здесь и первый обряд, с которого 30 лет назад все начиналось — тусау кесу (первый шаг). По старинной казахской традиции, перерезать символичные путы в ногах малыша доверяли старейшине рода. Именно она открывала перед ребёнком дорогу, давала напутствие на всю жизнь.
Мадина Джумаева, мама: «Мы путы доверили обрезать нашей бабуле, прабабушке Аймиры. Положено это делать уважаемому человеку, чтобы ребёнок был похож на неё. Я думаю, моя дочка доживёт тоже до таких годиков, как и её прабабушка, и у неё тоже все будет хорошо. Мы очень счастливы, что в ауле есть такой праздник. И очень благодарны Акзибе-апе за это, потому что если бы не она, может, ничего бы такого у нас и не было».

Камал-айт в ауле Казахский стал отправной точкой многих добрых начал. Возрождённый и наполненный национальными традициями, он открыл дорогу сразу двум коллективам: детскому фольклорному ансамблю песни и танца «Еркемай» и детскому казахскому театру «Мейрам». Уже не один десяток лет казахскую культуру они несут людям, на фестивалях и конкурсах прославляют родной аул, район, и губернию. Камал-айт и изучение народных традиций положили начало новому бренду аула Казахский — аульской глиняной игрушке. Именно благодаря Камал-айту и его широкому празднованию в ауле появился этнографический музей-юрта «Мурагер». Камал-айт, национальный казахский праздник, стал ещё и связующей нитью дружбы всех народов, населяющих Кинельский район и Самарскую губернию.

Александр Мецкер, заместитель главы Кинельского района: «Нам очень приятно, что в наше непростое время есть такой уголок на территории Кинельского района, где уже 30-й год подряд отмечается такой замечательный праздник, название которого переводится и как встреча весны, и как день рукопожатий. Здесь собрано все самое доброе, традиции, которые были заложены много веков назад и поддерживаются до сих пор. Мы будем делать все возможное, чтобы на территории Кинельского района, губернии, страны таких праздников было как можно больше, чтобы люди жили в любви, мире и согласии».
Татьяна ЛЯМИНА. Фото Н. Лямина.
Image

Печать