
В канун Дня науки мы побеседовали с профессором кафедры «Землеустройство и лесное дело» Самарского государственного аграрного университета Василием Троц. Василий Борисович известен своими научными работами в области растениеводства, поэтому и говорили мы о значении сельского хозяйства в жизни человека, истории земледелия на самарской земле, проблеме снижения почвенного плодородия и способах её решения.
Хлебный край
«Чем ценна кинельская земля? Чтобы ответить, начнём с небольшого экскурса в историю, – предложил Василий Троц. – В сельском хозяйстве основным средством производства остаётся земля, или точнее — почва. Почва является основой для жизни растений и многих микроорганизмов, обладая свойством плодородия. Чем темнее почва, тем больше в ней содержится органического вещества. Живущие на кинельской земле привыкли видеть почву тёмного цвета, и отсюда следует вывод, что Кинельский район находится в зоне самых плодородных чернозёмных почв. Наши предки переселялись на эти плодородные земли, чтобы обеспечивать себя пропитанием».
Во второй половине XIX века Самарская губерния становится одним из центров зернового земледелия и лидером в стране по производству зерна. Известный экономист того времени Штукенберг отмечал, что «Самара относительно пшеницы есть первое складочное и торговое место в России».
В журнале «Самарец» за 1889 год написано: «Самарская пшеница одна из лучших в свете, королева английская каждый день за кофеем кушает печенье из самарской пшеницы». Самару считали хлебной столицей, а торговую площадь, откуда волжский хлеб расходился по всему миру называли Хлебной.
В 1898 году царское правительство отправляет за Волгу известнейшего учёного-почвоведа Василия Докучаева – для изучения свойств местных почв. Проехав через Самарскую область, Василий Васильевич написал: «Почвы исключительно плодородные, очень богатые почвы – с содержанием гумуса 15-16%, а в отдельных пойменных участках – 17% гумуса.
«Запомним эти цифры как верхний предел по содержанию гумуса на рубеже 19-20 веков, – продолжает Василий Борисович, – и не ниже 10% гумуса в почве – как нижний предел. Высокие урожаи были возможны за счёт естественного плодородия почв. Природа копила потенциал в течение тысячелетий.
С тех пор прошло более века, и всё это время в растениеводстве применялись технологии обработки, ведущие к постепенному истощению почв. Последние обследования наших пахотных земель, в том числе и Кинельского района, показывают, что содержание гумуса находится на уровне 4,2%. Это служит прямым указанием на нерациональное использование земель».
Разгадать «тайну зелёного листа»
«Одной из главнейших задач сельского хозяйства, и в нашем регионе, и в нашей стране, и в мире является производство продуктов питания и поставки сырья другим секторам экономики, – говорит Василий Борисович. – Проблема в том, что пахотных земель в мире не так много, как может показаться. Суша на нашей планете составляет около 30%, из которых лишь около 5% земель пригодны для выращивания сельскохозяйственных растений. Тем временем, население земного шара постоянно увеличивается, и его нужно обеспечивать продовольствием.
Как решить продовольственную проблему? Первое – научить производить искусственную пищу. Химический состав углеводов, жиров и белков известен. Человечеству остаётся лишь полностью разгадать так называемую «тайну зелёного листа», связанную с процессом фотосинтеза. Как сделать живое из неживого? Растение берет из окружающей среды воду, углекислый газ, кислород и на солнечном свету создаёт из этих компонентов органическое вещество. Мы пока досконально не разгадали эту тайну, а ведь она находится в сфере зрения агрономии. Разгадка даст людям неограниченные пищевые ресурсы. Уверен, что наука решит этот вопрос, но сейчас основные продукты питания выращиваются традиционным способом, в полевых условиях.
Сколько взял, столько и верни
Таким образом, главная задача – производство продуктов питания, основное средство производства – почва, но её плодородие падает. Сегодня все технологии, которые применяются в Кинельском и соседних районах, должны быть направлены на сохранение почвы.
Основной закон в земледелии – закон возврата. Он вполне понятен даже на житейском уровне – сколько ты взял из почвы, столько должен и вернуть. Учёные давно рассчитали, сколько из почвы выносится азота, фосфора, калия и других элементов питания для получения урожая в определённых количествах. Планируя производство, мы должны думать о том, как возместить потери.
Какие для этого существуют способы, а также источники питательных веществ? Это тоже не секрет, но мне постоянно приходится их повторять на встречах и лекциях для действующих руководителей и специалистов сельхозпредприятий.
Вспомним ещё один закон земледелия – забери с поля то, что тебе нужно. То есть собери вершки в виде зерна, а корешки и солому – измельчи и верни в почву. Поэтому одним из стратегических ресурсов выступает солома.
В последнее время как зарубежные, так и отечественные машиностроители все больше стали производить почвосберегающую сельхозтехнику, комплексные машины, которые за один проход выполняют несколько операций – чтобы меньше травмировать почву в противовес традиционной технологии, когда техника до 5-6 раз выходит в поле для проведения каждой операции. Замечали, наверное, как на поле работает трактор, а за ним летит и уносится ветром пыль, а ведь это самые лёгкие и ценные фракции почвы. В итоге, наряду с плодородием, снижается связывающая способность почвы, и земли становятся все более подверженными эрозии.
Традиционные технологии основывались на использовании естественного плодородия почв. Но если почва уже истощена до предела, то какие бы дорогостоящие и высокопроизводительные тракторы и комбайны вы ни выгоняли в поле – результата не будет.
В Кинельском районе – около 96% чернозёмных почв. Основная часть чернозёмов распахана. Это значит, что природных ландшафтов осталось мало – нас окружают антропогенные агроландшафты, и практически вся почва Кинельского района задействована в интенсивном использовании. Уровень плодородия почв различен, но общую динамику можно увидеть на диаграмме.
Вернуть положительный баланс
В этом году Самарский аграрный университет заключил договор с муниципальными районами на создание трёх опытных полей – в северной, центральной и южной частях губернии. Участки отличаются типом чернозёма, климатическими и прочими параметрами. Акцент в исследованиях хотим сделать на современные ресурсосберегающие технологии, чтобы показывать результаты производственникам на месте, в живую. Одно из опытных полей (центральное) расположено в Кинельском районе – это агрополигон, где изучается круговорот углерода, составляющего основу гумуса.
На поле нужна органика. Обратимся к науке, чтобы узнать, сколько теряется гумуса в год при возделывании отдельно взятых культур. Возьмём типичный севооборот и на основе этих цифр получим баланс питательных веществ при экстенсивном земледелии. Потери составили тысячу тонн гумуса с севооборотной площади за одну его ротацию. Баланс – явно отрицательный. Однако, если в этот же севооборот добавить такую культуру, как донник, и запахать его, то эффект будет сравним с внесением 30-40 тонн навоза. Мало того, донник – это бобовое растение, которое забирает азот из атмосферы и переносит в свою корневую систему, то есть в почву. Донник – мощнейший медонос и хороший предшественник для яровой пшеницы. При запашке донника в почву один год поле не принесёт привычного урожая и выручки, зато применение «зелёного удобрения» вернёт баланс содержания органики в положительную сторону.
Есть другой вариант, если производитель не хочет терять поле на целый год. Возьмём тот же классический севооборот. Уборка у нас завершается в середине августа, а осенью держится хорошая погода с достаточным количеством осадков. В среднем насчитывается до 45 тёплых дней. Их можно эффективно использовать, чтобы успеть вырастить пожнивную культуру и запахать её в почву. Отличный вариант – редька масличная, она способна за короткое время и даже при неблагоприятных условиях сформировать богатый урожай зелёной массы – то, что нужно запахать в почву.
Тем, кто занимается кормовыми культурами, сохранить плодородие помогут однолетние и многолетние травы. Знаю, что в Кинельском районе многолетние травы, в частности люцерна, выращивается в СПК (колхозе) имени Куйбышева под руководством Владимира Рогова. Люцерна хороша как для кормовых целей, так и для улучшения почвы. Это далеко не единственный пример, когда руководители задумываются о будущем и прислушиваются к науке. Наука и практика тесно взаимодействуют, особенно на территории Кинельского района, где всегда шли исследования, а начиная с этого года, стартует большой проект по сохранению почвенного плодородия.
Сергей Коваленко
