Оптимизация равно закрытию?

Image
Приближается 2026 год, но мы вынуждены вспомнить про 2023, когда была запущена очередная реформа российской почты. И если тогда только шли разговоры, что проводимая госкомпанией оптимизация может привести к закрытию почтовых отделений, то сейчас проблема набрала максимальные обороты.
Мы побывали в Домашке, где по причине неукомплектованности штата отделение работает всего два раза в неделю, что создаёт социальную напряженность в селе.
 
Один почтальон на все село
Даже в эпоху повсеместной цифровизации почтовые отделения остаются для многих населенных пунктов жизненно необходимыми. Здесь выдают пенсии, пособия, выписывают газеты, доставляют корреспонденцию, посылки, квитанции. В Домашкинском отделении за последнее десятилетие сложился крепкий, работоспособный коллектив – трудились четыре почтальона, один оператор связи. Коллектив возглавляла Галина Иванчина. Начинала она с должности почтальона. Освоив все азы профессии, через несколько лет стала начальником отделения. Жители были довольны – сотрудницы вежливые и исполнительные, помещение – уютное, удобно располагается в центре села.
 
Первые проблемы начались в 2023 году, когда после реформирования и существенного сокращения заработной платы ушли сразу два почтальона. Часть улиц в один момент перестала получать корреспонденцию. Количество жалоб постепенно увеличивалось. Затем друг за другом уволились остальные сотрудники, вплоть до начальника, и сейчас в отделении трудится только почтальон Елена Атменеева.
 
«Я работаю на почте с 2021 года, мне предложили 0,8 ставки, доплачивают до МРОТа, так как фактическая заработная плата до него не дотягивает. Дополнительно выплачивается региональная выплата для сельского почтальона, – рассказывает единственный работник Домашкинского почтового отделения. – На сегодняшний день мой круг обязанностей увеличился – сначала надо помочь выездному сотруднику с принятием платежей, выдачей пенсий и газет. Затем успеть разнести корреспонденцию и пенсии по улицам, которые закреплены за мной, – Мельничная, Садовая, Советская, Молодежная, Братьев Летовых, Октябрьская.
 
Лично меня моя работа устраивает, хотя, конечно, существующие цены несоизмеримы с моей скромной заработной платой. Но у меня других вариантов нет, жду с нетерпением, когда на свободные вакансии хоть кто-то откликнется. Подыскивали новых работников через знакомых. Разговариваем с молодежью – желающих работать за такие деньги нет. Уговариваем сельчан в возрасте – здоровье уже не то столько ходить. Жители среднего возраста, как правило, уже на своих местах приработались».
 
«Советские» очереди
В Домашке проживают порядка 2800 человек, и после массового увольнения почтальонов неудобства испытывают многие. Граждане с нетерпением ждут выездного сотрудника Кинельского почтамта, который приезжает два раза в неделю. График работы – с 10.00 до 14.00, но стараются работать до последнего клиента. Общую очередь мужественно приходится отстаивать даже тем, кто просто пришёл забрать газету, – основная часть населения доверяет именно печатному слову.
 
В дни выдачи пенсии, как бы сотрудники ни старались, очередь скапливается большая. Не обходится без скандалистов – обязательно найдётся тот, кто выразит недовольство и начнёт требовать, чтобы его обслужили вне очереди.
Ольга Кананыхина постаралась прийти на почту к открытию – в 10.00: «Мне всего лишь надо купить конверт и отправить письмо. Сегодня повезло, очереди пока нет, справилась быстро. Чаще всего здесь столпотворение. Иной раз заглянешь, и желания никакого нет столько времени терять. Если не срочно, лучше в другой раз попробовать».
 
А что сейчас?
В начале месяца Юрий Храмов приходит на почту за пенсией, в конце – за газетами и забирает сразу четыре номера: «Мне – 77 лет, и всю жизнь почта работала исправно. Раньше мне и пенсию, и газеты на дом приносили – в среду одну, в субботу – другую. Каждую неделю их ждал. А что сейчас? Полнейший бардак! Сначала надо позвонить, узнать, работает ли. Потом дойти, в очереди отстоять. Считаю, что всё это безобразие происходит из-за халатности руководства, им до жителей дела нет. Почтальоны за двоих работали, а зарплату им платили мизерную. Как это так? Понятно, что они уволились, к людям надо по-человечески относиться».
 
Невольно вспомнила старые советские времена Лидия Кисилёва: «Помните, как раньше номер очереди на руке записывали? Скоро на почте то же самое будет. Я как-то очередь заняла, отошла, а когда вернулась, говорят – не успела, занимай заново. Решила перевести пенсию на карточку. Но ведь пожилым сложно это будет сделать, не все разберутся».
«Без почты нам никак нельзя! – уверено говорят собравшиеся жители. – Мы 25 лет выписывали газету «Междуречье», а в этот раз не стали – кто её будет носить? Если почтальоны увольняются, значит, им такие условия создали. Жители у нас, к сожалению, тоже бывают несдержанными: и ругаются, и жалобы пишут – а за что? Девочки крутились как белки в колесе, старались всем угодить».
 
Проблема не только Домашки
В Кинельском районе проблема с Почтой России не только в Домашке. Например, не осуществляется доставка газеты «Междуречье» в поселки Энергия, Трехколки, Угорье, Язевка. В Малой Малышевке – по улицам Первомайская, Заводская, Чапаевская, Солнечная, Александрова, Алексеева. В селе Сколково почтальон отсутствует, в поселке Кинельский график работы отделения не соблюдается.
Социальное значение сохранившихся отделений почтовой связи сложно переоценить. И несмотря на то, что руководство Кинельского почтамта уверяет, что за период 2024-2025 годов закрытие отделений почтовой связи не осуществлялось и не планируется, ситуация говорит об обратном. Почтальоны, помимо своих основных обязанностей, еще должны продать продукты и промышленные товары. План продаж влияет на так называемое «сетевое вознаграждение». Если он выполнен менее чем на определенный процент, то дополнительная работа не оплачивается.
 
С данной проблемой сталкиваются не только жители Кинельского района и Самарской области, но и других регионов. Если бы «Почта России» была частной фирмой, то к ней сложно предъявлять претензии, связанные с необходимостью строить свою работу в интересах людей. Но это – государственная компания, поэтому поднимать этот вопрос, как и в 2023 году, необходимо на правительственном уровне.
Юлия Коваленко

Печать