
В биографии жителя села Красносамарское Владимира Матвеева есть отрезок времени, проведённый в республике Афганистан. На полгода Владимир Викторович стал участником событий, которые сегодня служат образцом выполнения интернационального долга и примером для молодого поколения.
Служил водителем
Владимир Матвеев родом из Поплавского. В посёлке тогда работала начальная школа, а учеников постарше возили в Домашку. Они жили в интернате при школе, а на выходные возвращались домой. Путь пролегал через реку Самарка, школьников переправлял лодочник. Со временем учеников из Поплавского становилось всё меньше, и возить их перестали, а Владимира перевели в Красносамарскую школу, где он проучился год в выпускном классе. После школы отправился в техникум, выучился на водителя-механика.
На время учёбы получил отсрочку, и в армию был призван позже сверстников, в 1979 году: «Получилось так, что мой товарищ вернулся со службы, а на следующий день назначено уходить мне. Отправили в город Троицк Челябинской области. «Учебку» прошёл в Балашове и вернулся к месту службы на Урал. Служил водителем в поисковой части. Задачи перед ней ставились необычные – поисково-спасательное обеспечение полётов космических объектов. Военнослужащие занимались отлаживанием действий по обнаружению и эвакуации спускаемых с космической станции капсул с космонавтами.
Владимир Матвеев был задействован в доставке топлива участникам поисково-спасательной операции. Увидеть поиск настоящего спускаемого аппарата не довелось, застал только тренировки. Перед новым 1980 годом его отправили в командировку – в Южно-Уральске вместе с сослуживцами обеспечивал заправку топливом транспорта десантников. Позднее лишь он понял, что десант останавливался в уральском городке перед основным своим пунктом назначения – республикой Афганистан.
Здесь казарма, и там казарма
В феврале Владимира Викторовича вызвал командир роты и огласил приказ из штаба округа — в очередную командировку требуются два медбрата, два повара и один водитель. Якобы под Ташкент, на пару месяцев, для участия в строительстве: «Я удивился неожиданному повороту событий, а командир мне: «Какая разница, где служить – здесь казарма, и там казарма. Всякое случается, может, и я потом за тобой поеду». И, знаете, я действительно позже встретил моего командира роты в Афганистане, но на тот момент оставался в неведении, что ждёт впереди.
Собрали нас, согласно приказу, отвезли в Челябинск, временно разместили в помещении военного училища. Прошло две недели, людей всё прибавлялось. Выяснилось, что готовимся к отправке за границу, в Афганистан. На самолёте ТУ-154 из Челябинска прилетели в Ташкент, там нас разделили. Снова самолёт, летели долго, куда – мы не спрашивали. Оказались в Туркмении, в городе Кизил-Арват. Выгрузились, прибыли в казарму. Кроватей нет, жили на полу, воды мало, она текла тоненькой струйкой и по расписанию, по два часа: утром, в обед и вечером. Несколько водителей, и я в том числе, должны были получить машины, чтобы переправиться с ними в Афганистан, уже к постоянному месту дислокации».
Колонной через границу
Владимир Матвеев получил машину первым – это был совсем новый МАЗ с цистерной для топлива: «Кроме моей машины, к выезду приготовили ещё три МАЗа, уже успевших накопить пробег. Дали нам с собой прапорщика, и поехали мы в сторону Афганистана. Один МАЗ не доехал, сломался.
Едем, ночь, ничего не видно. Встречных машин нет, и нас никто не догоняет. Двигались, пока не увидели группу машин с ёмкостями: водовозы, молоковозы, бензовозы. Остановились мы практически перед самой границей и узнали, что встреченная нами разношёрстная автоколонна – это так называемые «партизаны» из числа местных военнообязанных. Они занимались перевозкой топлива через границу. Нас тоже загрузили топливом и «прикрепили» к колонне замыкающими, я – самый последний. МАЗ у меня обкатку не прошёл, да ещё и гружёный, не едет совсем, греется, кипит. Местные же рванули, как на скачках, и сослуживцы тоже вперёд укатили. Я остался один. Добирался, плутая по незнакомым дорогам, пока не догнал своих».
Служба есть служба
Начались армейские будни. В обязанности водителей входила доставка топлива от центральной нефтебазы города Шинданд к полевым пунктам, где заправлялись самолёты, вертолёты, бронетехника. «В первый же день стал свидетелем, как погиб человек, не ожидал такого, – вспоминает Владимир Викторович, – а к вечеру меня позвали в караул для усиления роты охраны. Дали автомат, патроны и отвезли сторожить склад с оружием. Вдвоём с напарником приняли объект. Ночь, звёзд в небе целая россыпь, их хорошо видно, они ярко горят, но темноту нисколько не рассеивают. И тут напарник мой пропал. Хожу, найти часового не могу. Спасибо надо сказать нашей советской школе и начальной военной подготовке – я хорошо знал, что такое автомат. Мы его разбирали и собирали. Поэтому, оставшись один, не паниковал, знал – у меня с собой оружие, и я умею им пользоваться. Напарник объявился ближе к пересменку, он благополучно отдыхал, забравшись под брезент, знал, что вновь прибывший будет начеку, не задремлет, и воспользовался этим».
Так Афганистан встретил Владимира Матвеева, таким был первый день, а в общей сложности он провёл там около полугода. Многое видел, передвигаясь по афганским дорогам, неоднократно сталкивался с опасностями, бывал под обстрелами, но итог подводит коротко: «Служба есть служба. Служить нужно, и я не один такой. Из нашего села в Шинданде ещё трое человек служили в разное время. Сложно даже представить, что прошло уже 45 лет, как был в Афганистане, говорит Владимир Викторович, – целая жизнь, практически. И нас уже всё меньше остаётся, но мы обязательно встретимся 15 февраля».
Сергей Коваленко, фото автора