Силы, чтобы жить

Image
В доме семьи Усеновых из аула Казахский царит атмосфера любви, заботы и домашнего тепла. Детские голоса и смех здесь не смолкают до позднего вечера. И только близкие люди знают, какое горе пришлось пережить супругам Марзии и Ержану, – в июле этого года умерла сноха, а чуть позже, в августе, на СВО погиб сын. Сейчас они воспитывают их четверых детей, оставшихся сиротами. Как признаётся бабушка, только внуки и дают силы, чтобы жить.

Четыре малыша – четыре характера
Двойняшек Рамира и Рамина мы застали дома – они простудились и не пошли в детский сад. Малышам всего по два с половиной года, но каждый протянул маленькую ручку и вежливо поздоровался. Они родились шестимесячными, и родные переживали за них, но в итоге всё обошлось – выросли крепышами. И по внешности, и по характеру двойняшки отличаются. Рамир сразу забрался к бабушке на руки, обнял и прижался, а Рамин занялся игрушками. «Хотя он тоже любит ласку и нежность, но может спокойно и сам с собой поиграть, – делится Марзия. – Оба общительные, им нравится танцевать, побольше двигаться.

Старшему Роману 13 января исполнится 5 лет. С нетерпением ждёт своего дня рождения, подарки и торт. Среднему Тимуру – 3 года. День рождения у него 2 июля, и они с Романом всё время спорят, у кого он всё-таки раньше. Ребята тоже по характеру очень разные. Роман у нас более лояльный ко всем, может за малышами присмотреть, поиграть с ними. Тимур – совершенно другой в этом плане, в хорошем смысле эгоист, любит себя».  

Взрослый  мужчина – взрослое решение
Разговор о сыне дался Марзии нелегко, но и высказаться хотелось. Кайрат родился в 1993 году, рос добрым, воспитанным, отзывчивым мальчиком. После срочной службы в Вооруженных силах остался по контракту служить в Москве. По долгу службы месяц провёл в Чечне. После возвращения женился на русской девушке Надежде. Два года жили с родителями Кайрата, позже переехали в Малую Малышевку, чтобы ухаживать за дедушкой жены. «Решение об участие в специальной военной операции сын принял осознанно, – рассказывает Марзия. – Заключил контракт. Сказал, что пошёл ради детей, ради их будущего, что обязан выполнить свой воинский долг, долг мужчины и защитника. Не пыталась его отговорить, так как понимала, что взрослый мужчина принял взрослое решение».

Кайрат служил гранатометчиком в штурмовой бригаде в звании рядового. Он постоянно был на связи с семьёй, они переписывались, созванивались, обменивались голосовыми сообщениями, фотографиями. Он успокаивал, как мог: «Мама, постарайся себя сразу настроить, что здесь война, случиться может всякое. Здесь все хотят жить, стараются действовать обдуманно. Бои идут, но все возвращаются живыми».
Неожиданно 27 июля от пневмонии умерла Надежда. Кайрат, узнав об этом, переживал за детей, но сделать ничего не мог. А 9 августа, в одном из боев под селом Ивановка Донецкой народной республики, он получил тяжёлое ранение, умер от обширной кровопотери. Похоронили его, как героя, на аульском кладбище 27 августа.

«Большие» и «маленькие»
Марзия в то время трудилась поваром на загородной базе ФСИН в селе Богдановка. Когда случилось непоправимое, сразу уволилась и с мужем Ержаном перевезли сирот к себе: «Если бы не внуки, не знаю, как смогла бы пережить такое горе. Спасла только забота о них. Все родственники, включая нашу младшую дочь Агииз, подключились, чтобы помочь устроить детей. Муж стал незаменимым помощником, без него, мне кажется, я бы не справилась.
Конечно, мы с ним возрастные, но даже мысли не возникло, что можно отказаться от них. Не простила себя никогда, если бы ребятишек забрали в детский дом, ведь они – наша кровь, дети нашего сына».

К новому дому и быту мальчики привыкли быстро, к тому же раньше они были частыми и любимыми гостями у бабушки и дедушки. Утром по будням, когда всех четверых надо собрать и отправить в детский сад, начинается веселая суета. «Большие» – так в семье называют Романа и Тимура – умываются и одеваются сами, «маленьким» – двойняшкам – пока помогают. Завтракают все вместе, а потом дедушка отвозит их в детский сад. Двойняшкам повезло – они ходят в одну группу, где, как и дома, проводят всё время вместе. «Большие» ходят в разные группы, и Тимур сначала сильно переживал, что их разделили. Роману даже разрешили иногда навещать его.
Когда все вечером возвращаются домой, вновь начинает приятная суета – ужинают и убираются все вместе. Затем наступает время для игр, чтения книг, просмотра фильмов. Самый сложный процесс – одновременно уложить всех спать, чтобы утро вновь начать с хорошего настроения.

Все хотят любви
«Всё идёт хорошо, – говорит Марзия. – Мы с мужем оба росли в больших дружных семьях и привыкли, что у нас все друг о друге заботятся – старшие дети о младших, взрослые о пожилых родителях, это у нас в крови. Думала, что с одними мальчиками будет нелегко, но ничего подобного. Они послушные, уже нам помогают – мне по дому, деду – во дворе. Любим и хвалим всех одинаково. По другому и не выйдет – они все хотят любви и не получится кому-то больше внимания уделять, кому-то меньше. Будем прикладывать все усилия, чтобы вырастить наших внуков достойными людьми.

Потихоньку готовимся к Новому году, который они впервые встретят без родителей. Роман уже ждёт от Деда Мороза «Лего», остальные в основном играют в машинки, если другого не попросят, то их и подарим».

Юлия Коваленко   

Image

Печать