И снова с мелом у доски

Сегодня, 5 октября, в России празднуется один из профессиональных праздников – День учителя. В 19 школах Кинельского района работают более 250 педагогов. Мы поговорили с некоторыми из них о профессии, задачах современного образования, источниках вдохновения и новых школьных дисциплинах.  

Image
Сельский  учитель всегда на виду
Ольга Владимировна Гончанова, учитель изобразительного искусства, труда и основ безопасности и защиты Родины Чубовской школы, стаж работы – 28 лет: «Перечень предметов, которые я преподаю, довольно широк. Потому и нагрузка большая: к каждому нужно отдельно подготовиться, а если учесть разновозрастные классы, то еще и по одному предмету подготовить несколько занятий.

Конечно, всегда хочется прийти в класс с чем-то интересным. Но дети настолько разные, что одну и ту же ситуацию невозможно проиграть одинаково. Бывает, и тема скучная, а диалог с ребятами складывается на «ура». А порой – идешь воодушевленная, на руках роскошный материал, а дети непробиваемы, и уже не знаешь, в какой бубен колотить, чтобы до них достучаться.
Сельский учитель – это особая каста. Это человек, который всегда на виду и должен быть примером. Необходимо постоянно развиваться: нам нельзя отставать, чтобы дать детям образование не хуже, чем в городе. Но нужно учесть, что не всегда позволяет материальная база школы и высокая нагрузка педагога.
Среди позитивных изменений в школе я с радостью встретила новость о возвращении трудового обучения. В этой дисциплине есть разделы и сельского хозяйства, и шитья: работаем на земле, учимся держать иголку и многое другое. Поверьте, все это интересно не только девочкам, но и мальчикам. Уроки у нас объединенные, в отличие от советского урока труда.
Благодарна за введение урока «Разговор о важном». Много поднято хороших для детей тем, часто вижу интерес в глазах ребят.
Введение «Основ безопасности и защиты Родины» – для нас не новинка. В нашей школе активно действует военно-патриотический клуб «Каскад» и одноименный юнармейский отряд. Детям рассказываем о безопасности в быту, на транспорте и общественных местах. Учим вести себя при чрезвычайных ситуациях природного характера, оказывать первую помощь при неотложных состояниях и угрозе пожара. Предусмотрены практические занятия, в ходе которых школьники овладеют навыками тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки. Рассказываем о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса, в том числе способах применения беспилотных летательных аппаратов. Безусловно, поднимается тема специальной военной операции. Такие уроки детям интересны.

Хотелось бы, чтобы в первую очередь, родители понимали, что школа – это их помощник в воспитании детей. Несмотря на поправки в закон об образовании, который закрепляет за педагогами право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, ситуация в школе не изменится, пока в семье не научат уважительному отношению к профессии педагога. Безусловно, в селе ситуация не такая катастрофическая, как в городе. У сельских детей больше доверия и уважения к учителю, но тенденции есть, и успешная воспитательная работа школьника может быть только в тесной связке учитель-родитель».
Image
Мои ученики – мои учителя

Алена Александровна Кудряшова, учитель начальных классов и английского языка Сколковской школы, молодой специалист: «В школе я работаю с 1 сентября текущего года. Закончила Самарский социально-педагогический университет, факультет начального образования с дополнительной предметной дисциплиной «Иностранный язык». Я из города Кинель, но, когда предложили работу в сельской школе, решила не отказываться, и не пожалела. Сельские дети – замечательные, добрые, бесхитростные. По сравнению с городскими самарскими школьниками, с которыми я работала на практике, наших ребятишек отличает простота и уважительное отношение к педагогу. Классы небольшие, школа уютная – все это компенсирует и нагрузку, и длинный перечень документации, над которой работает педагог вне уроков. Мне, как молодому специалисту, в селе предоставили квартиру. Это огромный плюс.

Профессия мне близка, по маминой линии многие – педагоги. Бабушка работала учителем – я все дни вне уроков проводила в школе. Поэтому вопрос о выборе профессии не стоял. Правда,  ошибочно полагала, что учитель начальных классов – это проще, чем узкий предметник. Как я ошибалась!
Работа пока дается непросто. Вокруг горы литературы, дидактического материала и загадки, загадки. В теории все четко, структурировано, на практике неожиданно и непонятно. Нужно сделать, как написано в учебниках! Попытки соединить теорию и практику не всегда работают. Но смотришь в глазки детей, которые смотрят и ждут, что не подведешь, поймешь и поможешь, расскажешь что-то интересное и поведешь за собой в увлекательный мир знаний, и работаешь. Мои ученики – мои учителя. Вместе мы ищем тот путь, который подойдет именно им, одинаковых дорог здесь не бывает. Здесь важно быть готовым к постоянному поиску, к тяжелым нагрузкам, к познанию нового из всего и вся. Конечно, коллеги помогают. Со временем приходит понимание, что нужно действовать не по кем-то написанному плану, а по собственным ощущениям. Работая в тандеме с сердцем и хорошей теоретической базой, ты придёшь к успеху.

Как рождается педагог? Шаг за шагом, через многократное преодоление себя, ошибки, веру в самого себя, в ребенка.  В общем, дорогу осилит идущий».
Image
Завуч, педагог, воспитатель
Марина Валентиновна Мироненко, заведующая учебной частью, педагог Чубовской школы: «В Чубовской школе работаю с 1984 года, в этом году, получается, юбилей – 40 лет. В общем, дожила до тех времен, когда в коллективе у меня самый большой стаж, хоть сама и не чувствую его тяжести – сохраняются энергия, желание приносить пользу школе и детям.

Пришла сразу после окончания Куйбышевского государственного университета, моя специальность – романо-германская филология. В процессе,  дополнительно к немецкому языку, прошла переподготовку, и вот уже около двадцати лет преподаю английский язык. Сейчас у меня второй класс, и мы начинаем с азов. У каждого языка – своя специфика. Например, если выучить немецкий алфавит, то чисто механически можно правильно прочитать любой текст, не понимая смысла. С английским сложнее, и так уже не получится — есть американский и британский английский, в английском сложная система времен, сложные фонетические правила и много исключений. Но это не означает, что один язык сложнее другого. Изучать языки интересно, и важно передать интерес детям.

На протяжении четырнадцати лет, помимо преподавания, большой круг обязанностей выполняла в качестве заместителя директора по воспитательной работе. И грамоту Министерства образования Российской Федерации получила именно за успехи в воспитательной деятельности. Чубовская школа славилась участием и победами ребят во всевозможных конкурсах, агитбригадах, слетах и фестивалях. Внеурочная деятельность велась активно и по разным направлениям – экологическому, патриотическому, антинаркотическому, в рамках безопасности дорожного движения и другим.  У нас сохранилось много Кубков и других наград, завоеванных командами чубовских школьников. С большой теплотой вспоминаю этот период — он многое значил и для меня, и для учеников.

С 2011 года была назначена на должность заведующей учебной частью, и в мою жизнь вошли многочисленные отчеты, учебные планы, расписания, мониторинги, подготовка и организация экзаменов и всё остальное, что касается учебного процесса и его составляющих. В том числе, что сейчас актуально, – наставничество. Оценила, насколько это полезная практика. В этом году в коллектив пришли два молодых специалиста, и нам очень хочется передать тот настрой, который существует в школе, наши традиции и лучшие наработки. Программа наставничества рассчитана на три года, и за это время более опытные кураторы во всем помогают начинающим педагогам.

В образовательной части мы обеспечиваем школьникам возможность получать качественные знания по всем существующим профилям, которые они могут выбрать, и подготовиться к ЕГЭ.
В школе очень давно существует традиция – ко Дню учителя проводить «День дублера», когда место у доски вместо педагогов занимают учащиеся старших классов. Будет ещё концерт и, конечно же, много теплых слов в адрес учителей».     
Image
Из династии педагогов
Ирина Викторовна Полякова, учитель математики, Сколковская школа: «В Сколковской школе работаю 45 лет, а общий стаж достиг 48 лет. Родилась и выучилась в Кинеле, получила аттестат с отличием. В начале своего педагогического пути успела поработать учителем в Грачевской школе и вожатой в своей родной школе №1 города Кинель. Поняла, что больше нравится именно преподавание, стала искать подходящее место – нашла его в Сколковской школе.

Мне предоставили маленький деревенский домик, никаких удобств, но на первых порах молодому педагогу этого было достаточно. Начала вести уроки по физике и математике. Когда школа в Бузаевке стала средней, сконцентрировалась только на математике. Не зря этот предмет считают царицей наук. В любые времена, какие бы экзамены, и в какой бы форме ни проводились – математика всегда была, есть и будет. Математика не прощает пробелов в знаниях, и меня очень расстраивает, когда дети не готовятся к урокам.

Как педагогу, мне нравится, что сейчас задания по математике стали чаще связывать с практической деятельностью, всю больше появляется примеров, помогающих детям применять математику в повседневной жизни. Раньше мы сами старались придумывать задания прикладного характера, большим подспорьем мне служили разработки педагога-новатора Виктора Шаталова. Его методы изучения математики помогают сделать из математики науку, которая бы радовала и не казалась скучной. Считаю, что мои ученики любят математику. Радует, что много выпускников становятся впоследствии учителями.

В работе привыкла оглядываться на старших коллег, на тех, кто меня учил. Теперь понимаю, что смотрят на меня, и чувствую ответственность, стараюсь подавать правильный пример.
Разнообразить учительские будни помогает дополнительное образование. Веду для ребят творческое объединение от СП ДШИ Красносамарской СОШ, занимаемся вместе изготовлением сувениров, шитьем. Оказываем посильную помощь участникам СВО. Изготовили, например, семь маскировочных сетей, натянули восьмую.
 
Я из педагогической династии. Моя мама проработала учителем больше пятидесяти лет, моя дочь – учитель, родная сестра – учитель, двоюродная сестра – тоже учитель. Как-то посчитала, что общий педагогический стаж нашей династии – 200 лет.  Помню, училась в средних классах, и видела, как мама проверяла тетради у младших школьников. Самой большой наградой за хорошую учебу для меня было, когда она разрешала участвовать в проверке. Всегда именно математику проверяла.
Image
Почти полвека в школе
Татьяна Валентиновна Чернова, учитель русского языка и литературы, Бузаевская школа: «Родилась в Куйбышеве. В Кинельский район попала по распределению. Сейчас спорят – нужно ли возвращать эту практику? Считаю – распределение хорошо помогало заполнить молодыми специалистами нехватку педагогов в селе. Нам нужны молодые учителя. Почему сама так долго работаю – жду замену. Пошел уже 49-й год моего педагогического стажа.
 
Один год проработала в Комсомольской школе, а с 1977 года и по сей день состою в коллективе Бузаевской школы, преподаю русский язык и литературу. Село сразу же приглянулось – показалось уютным и красивым. Бузаевская школа стала для меня вторым домом. Дети здесь всегда получали хорошие знания. С одной стороны, учеников немного – в больших классах всё-таки интереснее работать, но есть и плюсы – больше внимания каждому.

Главное, что дает детям литература – учит нас духовности и нравственности. В литературных произведениях обязательно встречаются и разбираются на уроках вечные ценности, которые не меняются с годами, такие как любовь, дружба, патриотизм, добро, честь, справедливость.
В русском языке мы в основном нацелены на результат экзаменов. Это важная ступень к получению дальнейшего образования, и я поддерживаю экзамены в форме ЕГЭ, они вполне отражают уровень подготовки учеников и дают выпускникам равные возможности – можно в любой вуз поступить.

Почти полвека в школе – это очень много. Планирую отработать последний год, и даже смена уже готовится. Хочется всем сказать спасибо – своим ученикам, родителям своих учеников, коллегам и односельчанам.
Судьбы моих учеников сложились по-разному, но все они – прекрасные люди, и хочется видеть их состоявшимися и счастливыми. Не думаю, что буду скучать без работы – я увлекаюсь краеведением, особенно интересуюсь вкладом своих родственников в Великую Отечественную войну, изучаю родословную, биографии, много обнаружила интересного. Хочу углубиться в историю до пятого поколения, пока до четвертого дошла».

Сергей Коваленко


Печать