В мире гуджуни

Image
Особое восприятие мира стало определяющим для творчества Оксаны Ямашкиной

Искусство не знает возраста
Для большинства людей занятия рисованием или лепкой заканчиваются вместе со школьными уроками. Однако учиться живописи и вообще заниматься творчеством никогда не поздно – доказала собственным примером житель Кинельского района Оксана Ямашкина.
Перешагнув порог ее дома, попадаешь в водоворот непривычных для нашего слуха и зрения слов, образов и символов: игра на джембе, коллекция гуджуни и даже выращивание в наших широтах папайи и ананаса. Сначала это наводит на мысль о неординарных способностях хозяйки этого экзотического мира, а затем рождает вопрос: а как такое возможно вообще? Но обо всем по порядку.

Оксана Ямашкина в прошлом – успешный предприниматель. Свое дело в сфере торговли, городская суета и бешеный ритм жизни современного предпринимателя, а еще семья и воспитание двух сыновей занимали все ее время. Однако даже в этой круговерти она всегда находила минутку для творчества.
«С юности моё сознание подвергалось болезненной трансформации установок, заколоченных школой и родителями: надо хорошо учиться, рисование – это несерьезно, нужно получить достойную профессию. Когда была школьницей, рисовала любую свободную минуту, учителя ругались. Когда стала взрослой, окружающие меня люди стали воспринимать желание рисовать как мимолётный каприз. Укоренившиеся стереотипы мешали всерьез заниматься творчеством. Но это не помешало мне в 29 лет поступить в художественную школу в городе Кинель и сесть за одну парту с подростками. Я благодарна моему педагогу Марии Петровне Глебовой, которая очень серьезно отнеслась ко мне. Но даже после окончания школы отношение близких было скептическим. Как в той поговорке, художник от слова «худо», – шутит Оксана Петровна.

Джембе и гуджуни
Все изменилось, когда Оксана Ямашкина 8 лет назад впервые попала на фестиваль «Протока». «Формат фестиваля позволяет сочетать музыку, танцы и энергетические практики. Мероприятие объединяет людей, использующих различные техники саморазвития, ведущих здоровый образ жизни, мыслящих экологично», – пояснила художница. Здесь соединились сразу два увлечения – любовь к барабанам, которая родилась в результате путешествия по Индии. Кстати, именно оттуда она привезла два барабана джембе и позднее осуществила мечту – научилась на них играть.  
 Оттуда же – первые фигурки лесных духов в технике папье-маше. Оксана зовет их гуджуни – слово, придуманное самой хозяйкой, навеянное созвучными названиями экзотических деревень и привезенное из путешествий. «Я как-то назвала своих сыновей гуджуни, когда Кирилл и Роман пришли домой встрепанные и чумазые, так и прижилось». Гуджуни – это лесные духи, образ, сочинённый мной из сплетения мифических существ разных народностей: это лешие, домовые, лесовики, шаманы и прочие. А еще образы сказочных персонажей из мультфильмов, которые я очень люблю. Люди, которые приобретают эти фигурки как тотемное животное, считают их своими оберегами. А я их просто люблю. Ведь каждая уникальна – я не работаю на заказ, а потому каждый гуджуни – плод моей фантазии».

Папайя вместо помидоров
«Экзотовыращиватетелем» в шутку Оксана Петровна называет саму себя. Год назад, когда в ее сознании наконец утвердилась мысль о желании творить, произошло еще одно знаменательное событие. Была достроена зимняя теплица для экзотических растений. Любопытные соседи до сих пор гадают, зачем в теплице такие высокие потолки и что за овощи в ней выращивает хозяйка. И только немногие посвященные в курсе, что Оксана в буквальном смысле организовала здесь тропики: в папайи, ананасы, бананы и маракуйя и в другие экзотические растения она влюбилась, путешествуя по Таиланду, а потом создала эту тропическую сказку у себя дома. Конечно, выращивание экзотов требует знаний, которые Оксана черпает в сообществах опытных зкзотовыращивателей. Мечтает побывать в именитых дендрариях Петербурга, Казани и других городов.

Оксана Петровна признается, что сегодня родные уже по-другому смотрят на ее увлечения. Муж и сыновья даже хвастаются некоторыми творениями. Она же просто получает от процесса созидания колоссальное удовлетворение. «Год назад я закрыла магазин и окончательно ушла из бизнеса. Поняла, что хочу жить творчеством и не хочу жить в ускоренном ритме, строить карьеру, делать бизнес, сидеть в офисе, одним словом, нестись за длинным рублём, забыв о том, что такое конец рабочего дня, отпуск, личная жизнь и посторонние интересы. Сегодня, когда сыновья выросли, я могу, наконец, отдаться вдохновению и творить», – говорит художница.

Елена Грошева. Фото О. Ямашкиной


Печать