Семейное призвание

Image
Если посчитать родственников директора Маломалышевской школы Оксаны Яловой, которые выбрали для себя профессию учителя, то педагогическая династия объединит собой десять и даже более человек в трех поколениях. Наибольшее влияние, как в человеческом, так и в профессиональном плане, оказали на Оксану Викторовну самые близкие люди – о них и пойдет речь.  

Первая в династии
Основоположником династии педагогов в селе Малая Малышевка была бабушка Оксаны Яловой – Клавдия Федоровна Шигаева. Она – уроженка Ставропольского
района Куйбышевской области, окончила педагогический техникум в городе Ставрополь (Тольятти). В Малую Малышевку приехала в 1937 году и устроилась в школу учителем начальных классов. Клавдия Федоровна накопила солидный стаж – 28 лет, а на пенсию вышла раньше обычного срока, на льготных условиях, как многодетная мать – Шигаевы вырастили троих дочерей и двоих сыновей».

За годы работы в школе Клавдия Шигаева проявила себя как человек активный, всегда находилась в центре общественной жизни села. Участвовала в агитбригадах, выступала с политинформацией перед работниками совхоза и пользовалась заслуженным уважением односельчан. Награждена медалями «Ветеран труда», «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» и рядом других наград.

Оксана Викторовна с теплотой вспоминает свою бабушку: «Помню её очень доброжелательной к окружающим, а ещё она любила читать. Клавдия Федоровна часто читала или пересказывала нам сказки и детские рассказы. Мы любили приходить к бабушке с дедушкой, они охотно проводили с нами время, принимали участие в воспитании внуков, а внуков им судьба подарила девять человек. А ещё для многих малышан она стала первым учителем, и на вечерах встречи выпускников в её адрес звучат самые теплые слова».  

Две Сестры
Мама Оксаны Яловой, Тамара Ивановна Бондарева, стала вторым педагогом в семье и первой продолжательницей династии. Среди пятерых детей она – старшая сестра. После школы поступила в педагогический институт и получила диплом по специальности «учитель химии и биологии». В родной школе вакансии по прямой специализации молодому педагогу не нашлось. Первый опыт Тамара Ивановна получила в качестве пионервожатой, в 1969 году устроилась учителем начальных классов. Через год была переведена на место учителя биологии, но её основным призванием в итоге стало дошкольное образование – с 1981 года и до выхода на заслуженный отдых она работала заведующей детским садом.

С разницей в два года по стопам старшей сестры решила пойти вторая дочь из семьи Шигаевых – Людмила, которая родилась в День Победы – 9 мая 1945 года. Она тоже отучилась на биолого-химическом факультете пединститута и начала свою педагогическую деятельность учителем биологии и химии в одной из школ в Кинель-Черкасском районе. В 1973 году Людмила Ивановна вернулась в родное село, устроилась в Маломалышевскую среднюю школу учителем биологии и химии. Здесь она в полной мере проявила себя в качестве увлеченного и талантливого педагога-предметника. Её квалификация высоко ценилась, и много лет Людмилу Шигаеву приглашали в состав  приемной комиссии сельскохозяйственного института.

«Помню, в период её работы ежегодно организовывался школьный учебно-опытный участок, – говорит Оксана Яловая, – на участке выращивались несколько видов сельскохозяйственных культур и декоративные растения. На грядки можно было любоваться, настолько они выглядели образцовыми. Плоды – как на выставку. На табличках – информация о посевах. На опытном участке ученики могли подкрепить знания практикой и наглядно увидеть процесс роста растений, их особенности, научиться уходу за огородными культурами».
В 1988 году Людмиле Ивановне присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Знания, которые она давала детям, помогли многим поступить в высшие учебные заведения. Сегодня ее ученики работают учителями, врачами, преподавателями в академиях и университетах. Она много времени уделяла общественной работе, ей было присвоено звание «Почетный житель Кинельского района». На пенсию Людмила Ивановна вышла в 2002 году – ее педагогический стаж 34 года.

Третье поколение
Один из родных братьев Оксаны Викторовны тоже поддержал династию. После окончания исторического факультета Самарского государственного университета Валерий Бондарев более десяти лет проработал учителем истории в родной школе. Его жена, Елена Бондарева, в настоящее время работает учителем начальных классов. Ольга Авдеева (жена двоюродного брата Оксаны Яловой) трудится старшим воспитателем детского сада «Солнышко».

Таким образом, Оксана Яловая росла и воспитывалась в особенной среде: «У меня даже вариантов других в голове не было. Нигде, кроме как в роли учителя, не могла себя представить. Меня окружали одни педагоги, и мне нравились все эти люди –  общительностью, образованностью, увлеченностью своим делом. Хотелось брать с них пример». Так Оксана Викторовна и поступила. После девятого класса продолжила учебу в Самаре – в лицее с углубленным изучением иностранных языков. Высшее образование получила в Самарском педагогическом институте. В начале педагогической карьеры Оксана Яловая шла по пути своей мамы – устроилась пионервожатой, а когда после Валерия Бондарева освободилась вакансия учителя истории, её пригласили занять место старшего брата.

Оксана Викторовна вела в школе историю и обществознание, затем стала совмещать преподавание с обязанностями завуча по учебной и воспитательной работе. Ей довелось испытать себя практически во всех качествах: «Где мне больше нравилось? Работу педагога нельзя назвать простой, но в этом качестве чувствовала себя комфортно – когда занималась преподаванием предметов, вела краеведческий кружок, когда собирали с ребятами по всему селу экспонаты для школьного музея.  Времени для воспитательной, познавательной и поисковой деятельности вполне хватало. Когда приняла на себя обязанности завуча, со временем стало сложнее, а нагрузка и ответственность значительно выросли. Больше приходилось взаимодействовать с коллегами, вести методическую работу. На тот момент мне казалось, что вот теперь я знаю про школу абсолютно всё. Цель стать директором перед собой никогда не ставила. Даже не задумывалась. Всё сложилось само собой – просто пришла к этому и приняла решение коллектива. Коллеги выбрали меня на должность директора после выхода на заслуженный отдых Людмилы Сергеевны Кожиной, которая остается для меня примером руководителя».

Лучшая поддержка — коллектив
Возглавив коллектив, поняла, насколько ошибалась, думая, что про школу знаю всё. На плечах директора буквально всё – начиная с того, как школа внешне выглядит и заканчивая внутренним содержанием. Директор может и должен влиять на учебный и воспитательный процессы, делать их эффективнее и качественнее. Часто приходится принимать сложные административные решения. Со временем сам процесс обучения усложнился: современные дети требуют современных подходов, им нужно обеспечить современные условия и равные возможности со сверстниками из других школ. Для этого нужно совершенствоваться самой и всему коллективу. Трудностей много, но я люблю свою работу и без школы себя не представляю. Очень рада, что могу назвать весь коллектив своими единомышленниками. Больше половины учителей – бывшие выпускники Маломалышевской школы, мы знаем и понимаем друг друга, все готовы двигаться к общим целям, как одна большая и дружная педагогическая семья.

Сергей Коваленко.

Фото из архива О. Яловой


Печать