Сколковские офорты: 50 лет спустя

Выставку «Сколковские офорты» самарского графика Константина Печуричко даже специалисты считают эксклюзивной сразу по нескольким причинам. Первая – в этом году ей исполняется 50 лет. Вторая – она впервые демонстрируется на публике, вне стен Самарского литературного музея. Третья – выставляется практически там, где и создавалась, в Кинельском районе.

В Доме культуры посёлка Кинельский состоялось её торжественное открытие.
О существовании сколковских офортов самарского графика   Константина Печуричко ещё 5 лет назад в Кинельском районе никто не знал. Эту страницу истории открыла журналист и краевед Людмила Мельниченко. В ходе работы над книгой «Прогулки по Кинельскому району» она обнаружила интереснейшие факты.

Людмила Мельниченко: «Узнав о том, что я работаю над книгой о Кинельском районе и занимаюсь поиском сведений, доктор филологических наук, профессор Самарского университета и научный сотрудник Самарского литературного музея (ныне директор) Михаил Перепёлкин сделал мне неожиданный и очень ценный подарок. Он рассказал, что в Самарском литературном музее хранятся офорты, которые 50 лет назад делал известный самарский график Константин Печуричко на территории нашего района, в селе Сколково. Представляете, какое открытие! Сегодняшняя выставка во многом знаковая. Спустя полвека после создания эти произведения впервые вышли за пределы музея, это первая публичная выставка, и мы, жители района, их видим первыми».

Цикл «Сколковские офорты» посвящен самарскому периоду жизни писателя Глеба Успенского.  Полтора года, с 1878-го по 1879-й, он вместе с женой жил и работал в селе Сколково. Это время, проведённое «на земле», среди провинциального русского крестьянства, оказало огромное влияние на творчество писателя. 
Сергей Семёнов, заведующий выставочным отделом Самарского литературного музея: «Многие эксперты и литературоведы, занимающиеся его творчеством, отмечают, что Успенский после Сколково преобразился. Преобразилось его творчество, его произведения. И таким программным произведением его после Сколково стал цикл рассказов под общим названием «Власть земли».

По заказу Самарского литературного музея, в 1966 году график Константин Печуричко после ряда исследований и поездок в Сколково приступил к созданию цикла работ, посвящённых времени пребывания в селе Глеба Успенского. Для них он выбрал технику офорта.
Сергей Семёнов, заведующий выставочным отделом Самарского литературного музея: «Офорт – это гравюра по металлу, как правило, по железу или цинку, иногда меди. У этого вида гравюры есть сразу несколько достоинств. Но главная — офорт позволяет сделать просто тончайшие, филигранные вещи, создать воздушные, лёгкие рисунки».

«Сколковские офорты» –это 20 работ, посвящённых Сколково второй половины 19-го века. Настоящее отражение эпохи: крестьянские дома, сельские виды, знаковые места и здания. Ценность исторического аспекта выставки отметил и почетный гость мероприятия – заместитель председателя Самарской губернской Думы Александр Живайкин: «Из таких крупиц и складывается наша история. Сохранять её, передавать следующим поколениям — важнейшая задача».

Юрий Жидков, глава Кинельского района: «Будем знать свою историю, будем жить и процветать, двигаться вперёд. Огромную благодарность выражаю Людмиле Мельниченко за её кропотливый исследовательский труд краеведа. Благодарю Самарский литературный музей за совместную работу по сохранению культурного наследия Кинельского района».
Вторую половину выставки, посвященную Глебу Успенскому, составили работы еще одного художника-графика Юрия Шабанова. Специалисты считают его одним из лучших иллюстраторов произведений писателя.

Татьяна Лямина. Фото Н. Лямина

Image

Печать