В 15-й раз Сергей Бирюков, директор историко-патриотического музея «Гвардейцы», провёл свой отпуск на Камчатке. Край пленительный, но опасный, покорил его с детства – он жил в городе Елизово десять лет – с 1972 до 1982 года, а вернулся туда только спустя 30 лет.
Инструктор по туризму
Камчатка – полуостров, расположенный на северо-восточной окраине России. Вулканы здесь соседствуют с ледниками, кипящие гейзеры и горячие источники – со стремительными реками, водопады – с озерами и лесами. Это природное многообразие не может не привлекать людей, здесь активно развиваются такие направления туризма, как экспедиционное, горнолыжное и экстремальное. Ещё в 9-м классе Сергей здесь окончил курсы инструктора по туризму: «У нас прошёл интересный экзамен – за десять дней на лыжах надо было пройти 200 км через перевалы в горы. Как сейчас помню: шёл один на деревянных лыжах, с собой были советский «абалаковский» рюкзак, тяжеленный ватный спальник. Ночевал в снегах – выкапывал пещеру, устанавливал палатку. Есть хотелось всё время, но экзамен сдал».
Зов Камчатки
«После того, как уехал с Камчатки, с головой ушёл в работу, строил бизнес. Каждый год планировал провести на полуострове отпуск, но то одни дела возникали, то другие. Думаю, ну вот сижу в кабинете, наверное, отсюда сразу на кладбище и понесут. Смысл продолжать сидеть дальше? Отложил дела и пятнадцать лет назад отправился в свой первый отпуск».
На Камчатке климат – разнообразный: за минуту в горах может подняться ветер и пойти снег. Смена времен года смещена примерно на месяц, то есть окончательно листва распускается только в середине июня, а лето длится большую часть сентября. «Я предпочитаю ездить осенью, – делится Сергей Владимирович. – В сентябре – «бабье лето», много рыбы, нет комаров и мошкары. Там потрясающий чистый воздух, воду можно пить спокойно даже из реки. Кругом грибы, ягоды, черемша, папоротник. Рябина – размером с ранетку и очень вкусная. Повсюду дикие животные и птицы: зайцы, глухари, утки. Ни разу не видел горных баранов, хотя они там есть. Видел следы рыси – по размерам понял, что от такой «кошечки» живым не уйдешь, против неё в схватке шансов точно нет».
Косолапые «друзья»
«Больше всего мне нравится наблюдать за медведями, которые там водятся в достаточных количествах, – говорит Сергей Бирюков. – По имеющимся данным – от 10 до 20 тысяч особей. Весной, когда они только выходят после спячки, человека могут воспринять как добычу. В другое время в большинстве случаев медведь старается первым уйти от человека, а агрессию проявляет, как правило, лишь при защите добычи или потомства.
У меня базовый лагерь располагается в землянке, спасибо местному егерю. Ежедневно выхожу на прогулку, при этом – неважно, какая погода и куда идти. Брожу по лесам, рекам, горам, ловлю рыбу. Много «общаюсь» с медведями. Достаточно часто удаётся снять на видеокамеру повседневную жизнь косолапых, их повадки, забавные и не только моменты.
В этом году была интересная ситуация. Подходя к лесу, случайно испугал медвежонка. Медведица увидела меня, собрала трёх медвежат и увела их в лес. Я тоже развернулся и пошёл назад. Слышу за спиной сопенье, оборачиваюсь – медведица на меня бежит. Было жутковато, но она в метрах двадцати от меня остановилась, не тронула.
Был и такой случай. Иду с рыбалки, вижу двух знакомых медведей. Они поймали рыбу, сидят на берегу, едят. К ним подбегают ещё три медведя, и они начинают драться. Мне стало интересно, подошел поближе, чтобы снять. А шум всё громче и громче – рёв стоит, кусты трещат. Видимо, ещё подбежал кто-то более важный и всех разогнал. Медведи мимо меня пронеслись, пришлось от них в речку прыгать.
Ещё как-то снимал медведя, а под ногами у меня рыба лежала. Он резко прыгнул – испугал, конечно. Но, как выяснилось, интересовался исключительно рыбой».
Уверенное чувство нужности
На Камчатке подстерегает много опасностей. Горный рельеф, травянистые склоны, мокрые тропы и бурные реки также являются источником повышенной опасности. Коварны и непредсказуемы действующие вулканы. Но именно такой вид экстремального отдыха, как воздух, необходим Сергею Бирюкову: «Я – натура деятельная, на Камчатке чувствую себя в равновесии. Как-то с одного вулкана 14 часов искал спуск. Была метель, но я понимал, что останавливаться нельзя, иначе можно погибнуть. Решил для себя: надо идти во что бы то ни стало – десятки раз поднимался и спускался, но в итоге вышел победителем из этой схватки с природой.
Когда я постепенно отошёл от торгового бизнеса, решил заняться сельским хозяйством и музеем. Сейчас у меня добавилась военная подготовка добровольцев, отправляющих в зону СВО. Закупил обмундирование, патроны. Приглашаю инструкторов, они занимаются со всеми желающими.
Всё вместе – сельское хозяйство, патриотическое воспитание и военная подготовка – дало исключительно положительные результаты, появилось уверенное чувство нужности.
Отдых на Камчатке – своеобразная форма отшельничества. Мне нужно уединение, чтобы осмыслить, обдумать, принять правильное решение. После этого с новыми силами можно приступать к работе».
Юлия Коваленко