По дороге в будущее — с опытным учителем

Image
По итогам учебного 2022-2023 года Кинельская школа вошла в топ-5 школ Самарской области с наиболее высокими баллами ЕГЭ по русскому языку. За сухими цифрами – колоссальный, систематический труд педагога Татьяны Ивановны Родькиной и её учеников. В этом году она ушла на заслуженный отдых, но, рассказывая о своём длительном педагогическом пути, Татьяна Ивановна по-прежнему с любовью добавляет: «А вот мои дети…»

УХОДИТЬ НА ПИКЕ
1 сентября Татьяна Ивановна попрощалась со школой, где проработала 42 года. В общей сложности её педагогический стаж составляет 48 лет. Стоя на пороге с букетами цветов, она понимала, что, если снова зайдёт в класс, то уйти уже не сможет. Ведь школа давно стала неотъемлемой частью жизни, именно с ней связаны радостные и грустные события, успехи и неудачи, победы и трудности. «Уходить надо красиво, на пике, – говорит она. – Всё, что считала необходимым, сделала максимально хорошо и подготовила достойную замену».

НАСТОЙЧИВАЯ И РЕШИТЕЛЬНАЯ
Вспоминая эпизоды из своей жизни, Татьяна Ивановна сама невольно удивляется, как настойчиво и целеустремлённо она действовала. Родом из Исаклинского района, в посёлке Кинельский оказалась в детские годы – родители нашли работу и решили переехать: «Здесь располагалось учебное хозяйство Куйбышевского сельскохозяйственного института, куда мама устроилась секретарём-машинисткой, папа трудился водителем. Я училась в местной восьмилетней школе. Моей первой учительницей была Валентина Васильевна Ерёмина.

С пятого класса немецкий язык преподавала Мария Сазоновна Гридчина. Она переехала из Казахстана, из небольшого поселка, где проживали переселенцы-немцы, и очень хорошо знала язык. Её уроки – это высший уровень педагогического мастерства, мы как будто в сказку каждый раз попадали. Она приносила куклы, разные игрушки, преподносила материал так, что мы слушали, открыв рты. Своим поведением, своей энергией и языковой культурой увлекала и погружала в предмет с головой.

Когда мы начинаем задумываться, кем станем, ориентируемся на людей, которые окружают и вызывают интерес. Конечно, я захотела стать учителем немецкого языка. Аттестат об общем среднем образовании получала уже в школе № 1 города Кинель. Часто засиживалась в библиотеке – училась основательно. Немецкий язык здесь преподавал этнический немец Давид Петрович Меккель, много занималась дополнительно после уроков.
Моя бабушка, жившая с нами, была очень мудрой женщиной, она создавала все условия, чтобы я могла учиться – не разрешала сестрам шуметь и отвлекать меня, если приходили друзья, то просила их вернуться позже».

ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАКОНОМЕРНО
При поступлении в пединститут на факультет иностранных языков Татьяне не хватило буквально одного бала. Сначала немного расстроилась, но решила, что в жизни всё должно быть закономерно. И, если случаются неудачи, надо делать выводы, которые помогут в дальнейшем стать увереннее, сильнее, расчётливее. Она обратилась в районо и попросила взять её работать учителем немецкого языка.
Тогда был дефицит с кадрами, и выпускники, окончившие десятилетку, могли стать педагогами. Когда узнали, что Татьяна окончила школу № 1, предложили прийти 1 сентября. В этот день ей вручили приказ, что она становится учителем физики и математики в Сколковской школе. На удивлённый вопрос: «Как? Я же хотела преподавать немецкий», новоиспеченному педагогу объяснили: «Ты же сказала, что твоим учителем математики был Николай Степанович Митрошин. Он – учитель от Бога, а значит, ты справишься».

Одновременно в качестве учителя начальных классов в Сколковскую школу назначили ещё одного молодого педагога – Наталью Попову. Девушки подружились, в новом коллективе их приняли тепло, радушно, предоставили жилье. «Однако сразу столкнулась с проблемой, – рассказывает Татьяна Ивановна, – методикой преподавания я не владела. Завуч Сергей Игнатьевич Задорожный начал плотно со мной работать – разъяснял нюансы, объяснял ошибки, когда было за что, – обязательно хвалил. Преподавала я в старших классах, и была всего на три года старше своих учеников. Первая моя зарплата оказалась выше, чем у мамы, – 90 рублей. Дети были прекрасными, родители относились с уважением, авторитет учителя в селе был на высоте. Параллельно с подготовкой к урокам активно участвовала в общественной деятельности, готовились с подругой Наташей к поступлению в вуз».

УЧИТЕЛЬ-УНИВЕРСАЛ
Подруга убедила её поступить в Пензенский педагогический институт на историко-филологический факультет (заочное отделение), где начали готовить учителей-универсалов с правом преподавания русского языка и литературы, истории и иностранного языка. Они успешно сдали экзамены, решили вопрос со съемным жильем. Тем временем Татьяна перевелась в Язевскую школу, где, наконец, исполнилась её мечта – она стала учителем немецкого языка. В институте после 3-го курса программа подготовки учителей-универсалов закрылась. Студентам предложили выбрать один из профилей для продолжения обучения. Обе подруги выбрали русский язык и литературу.

После замужества Татьяна Ивановна вернулась в родную Кинельскую школу в 1981 году уже в качестве педагога. Подготовка в институте оказалась настолько серьезной, что при необходимости она замещала учителей по разным предметам.
«Я не преподавала только химию», – признаётся Татьяна Ивановна. – Мне повезло с коллективами – в Сколковской, Язёвской и Кинельской школах царила домашняя атмосфера, тепло, уют, никаких склок, раздоров. Наоборот, все друг другу помогали, поддерживали, чтобы можно было работать спокойно и уверенно.
Мои сестры тоже стали учителями: Ольга Ивановна Мосалева работает в Кинельской школе учителем начальных классов, Людмила Ивановна Сарандаева – учителем начальных классов в школе № 2 п.г.т. Усть-Кинельский.
Сын Николай и дочь Люба окончили школу с медалями, получили высшее образование, правда, по моим стопам не пошли».

У КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ – СВОЯ «КУХНЯ»
После принятия в 2012 году закона «Об образовании» и внедрении новых стандартов учителям пришлось полностью перестроиться. Если раньше обучение основывалось на знаниях, умениях, навыках, то теперь на универсальных учебных действиях – то есть ученик самостоятельно ищет пути решения, а педагог ему помогает. «Было непросто, – делится Татьяна Ивановна, – учитель – от слова учить всё-таки. У меня в крови такая обязанность – показать, подсказать, объяснить. Но это готовый ответ на «блюдечке». Сейчас задача педагога – помогать учиться. Когда ведешь детей с 5-го класса, то ты, как искусный пекарь, должен правильно сформировать тесто, чтобы получились вкусные плюшки. У каждого учителя – своя «кухня», то есть методы подготовки.
Невозможно «натаскать» для ЕГЭ. Надо, чтобы ребенок погрузился в предмет и мог ориентироваться в заданиях, как рыба в воде. Для этого он должен освоить самоконтроль и самоанализ. Я – только проверяю, если нашла ошибку, советую, какую тему повторить, выучить. Не получится разобраться самостоятельно, помогу. А какая заинтересованность появляется, когда они сами себя контролируют и анализируют!

Когда в своё время меня по математике готовил Сергей Игнатьевич Задорожный, он говорил: «Всё взаимосвязано. На материале, который изучали в прошлом, строится новый, постепенно усложняясь. Главное, чтобы не было потерь». Так обстоят дела с любым предметом. Великий Энштейн говорил: «Всё гениальное – просто». Но никто не вспоминает про вторую часть фразы, полная версия звучит так: «Всё гениальное – просто, но не проще». В любом вопросе нужно разобраться, есть какие-то моменты, где необходимо проанализировать, сопоставить».

ПУСТЬ СКАЖУТ ДРУГИЕ
Огромный педагогический опыт Татьяны Ивановны позволяет ей с уверенностью говорить, что сегодня дорогу в будущее дают высокие результаты ЕГЭ, которые позволят поступить в вуз на бюджетной основе. А чтобы ребенок учился с радостью, его надо мотивировать. Ей довелось поработать как с одарёнными детьми, так и с детьми, которые не тянулись к знаниям. И мотивация, как правило, лежит на поверхности. Она находила подход к любым ученикам. Был случай, когда после девятого класса в Кинельскую школу перевёлся мальчик со слабыми знаниями. Выяснив, что он мечтает стать журналистом, предложила идти к цели. Стали заниматься, ему пришлось выучить весь материал, начиная с 7-го класса. Русский язык он сдал на уровне медалиста – на 72 балла и сумел поступить в вуз.

Запомнилось ей и высказывание одной из учениц: «Знаете, почему вы мне нравитесь? Вы строгая, требовательная, и у вас нет любимчиков». А одна из фраз мудрой бабушки Татьяны Ивановны стала жизненным ориентиром: «Никогда не кричи о себе, пусть о тебе тихо, но скажут другие».
В данном случае о педагоге говорят успехи учеников и наставляемых, доверие и оценка коллег.
За последние три года качество знаний по русскому языку в Кинельской школе составило 57%, по литературе – 86%, что давало возможность ученикам успешно сдавать экзамены в форме ЕГЭ и набирать высокие баллы. За 7 последних выпусков у педагога было 10 медалистов.

Татьяна Ивановна ежегодно обобщала и распространяла собственный педагогический опыт через мастер-классы, индивидуальный сайт. Неоднократно выступала на областных семинарах, педагогических чтениях. Она являлась членом предметной подкомиссии региональной экзаменационной комиссии для проведения ГИА, была экспертом территориальной комиссии Кинельского управления по проверке итогового сочинения по литературе в 11 классе. Её ежегодно привлекали как члена жюри к проверке олимпиадных работ, литературно-творческих работ в научно-практических конференциях и сочинений в конкурсах. Педагог побеждала в зональном этапе конкурса «Православный учитель» и в окружном конкурсе методических разработок учителей русского языка и литературы

В 2018-2019 годах Татьяна Ивановна была педагогом-наставником у учителя русского языка и литературы Ирины Филипповой, которая на окружном этапе областного конкурса «Учитель года» вошла в тройку победителей. В 2019-2020 годах помогла освоить профессию Светлане Салимовой. Педагоги успешно прошли профессиональную адаптацию в учреждении, получив от наставника помощь в совершенствовании качества преподавания.
За высокие и стабильные результаты деятельности, успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности Татьяна Ивановна неоднократно награждалась Почётными грамотами и Благодарностями разного уровня, она – обладатель памятного знака Самарской области «За служение людям».
Юлия Коваленко.
Фото из архива
Т. Родькиной

Большое внимание педагог уделяла работе с одарёнными детьми. Ежегодно учащиеся под её руководством принимали участие в областных и окружных олимпиадах, научно-практических конференциях, международных, всероссийских и областных конкурсах по русскому языку и литературе. Яркий пример – Елизавета Овинова, которая в 2022 году стала победителем окружного этапа Всероссийского конкурса «Без срока давности», а в 2023 – победителем окружного и призёром областного этапа. По просьбе Татьяна Ивановны публикуем отрывок из эссе Елизаветы.

Через призму прошлого…
...Настоящую правду читателям могли представить только те авторы, кто сам шагал в солдатских сапогах по дорогам войны, кто был в плену, кто замерзал в окопах, кто выживал после тяжёлых ранений… К таким я отношу В. А. Закруткина, писателя-фронтовика, который заставил меня задуматься об отношении к войне. Через призму прошлого я смотрю на сегодняшний день, заглядываю в будущее и задаю вопросы: «Неужели люди забыли, что принёс фашизм человечеству? Почему до сих пор в мире не уничтожен нацизм? Почему преступления против мира и безопасности людей продолжаются?» Всего каких-то 77 лет разделяют нас со дня окончания Великой Отечественной, но память, по-видимому, всё-таки у кого-то стирается. И, я думаю, скорее всего, у тех, с кем русские люди на этой войне были по разные стороны фронта.

...После войны В. Закруткин скажет: «…Можно глубоко изобразить только то, что хорошо знаешь» и в 1969 году напишет повесть «Матерь человеческая». Книга одновременно очень тяжёлая и очень сильная. Сильная потому, что эта повесть – гимн женщине-матери, женщине-труженице, выжившей в нечеловеческих условиях войны, тяжёлая страницами картин геноцида русского народа. Автор в воспоминаниях «Страницы о себе» доказывает, что он живой свидетель зверств фашистов...
Страницы повести «Матерь человеческая», где гитлеровцы жестоко расправляются с жителями степного хутора, среди которых дети и старики, читать без волнения невозможно. В чём вина этих людей? В том, что они живут в России, в том, что русские? В живых остаётся только Мария, которая укрывается в кукурузном поле и на глазах которой убивают близких и односельчан. Остальных угоняют в Германию и сжигают хутор, сжигают всё до чёрной земли, чтобы некуда было вернуться. Разве это не геноцид?

А ленинградские эвакуированные дети, которых было изначально 160? Поезд разбомбили немцы, в живых осталось 18 (они видели после налёта оторванную голову своей учительницы). До Марии дошли только 7, – 11 умерли от голода и холода. Выживших Мария нашла в стоге сена, и они рассказали ей о страшных испытаниях в дороге. Убийство детей – преднамеренное уничтожение рода. Это тоже геноцид.
Нет оправдания зверствам фашистов, но их злодеяния – это особо тяжкие преступления против мирного населения, направленные на физическое истребление. А это настоящий геноцид!

Вот такое небольшое произведение, в котором факты пропущены через душу и сердце писателя. Меня в повести поражает параллель картин, где автор переключается с эпизодов военных, страшных и кровавых, на мирные, заботливые и счастливые. На протяжении всей книги сюжет эмоционально «держит» меня на страницах, не могу даже отвлечься: читаю о страданиях, плачу, перехожу на эпизоды невоенные, утираю слёзы, успокаиваюсь. Потрясение от прочитанного не покидает до последнего слова. Честные и сильные страницы произведения рассказывают о настоящей военной жизни, о горестных людских судьбах. Разве может такое повториться?

А теперь об ответах на вопросы, которые я задавала себе. Их я нашла в повести В. Закруткина... Меня покоряет стремление писателя мыслить философски и убеждает в истинности его взглядов на отказ от геноцида. В. Закруткин, гражданин России, представитель русской литературы, верил в людей, в их золотые сердца. Я тоже верю, что конфликты на Земле закончатся, иначе войны могут уничтожить нас. А если кто-то сомневается, советую, прочитайте повесть!
Image

Печать