Хранители знаний

Международный день школьных библиотек отмечается во многих странах ежегодно в четвертый понедельник октября. Праздник способствует сохранению традиций чтения, воспитанию в детях чувства любви к книге, привлекает внимание к труду школьных библиотекарей.

Несмотря на то, что в современном мире все больше распространяются электронные средства связи, обеспечивающие доступ к огромному массиву информации, классическая бумажная книга не утратила своего значения и остается востребованной в обществе. Педагоги-библиотекари помогают школьникам получать знания и развиваться, а совместное использование информации, почерпнутой из бумажных книг и из Интернета, позволяет глубже и точнее ответить на интересующие вопросы.
Image
Лариса Буракова, педагог и библиотекарь, Сырейская школа.

Родилась Лариса Александровна в селе Красносамарское, окончив школу в 1983 году, поступила в педагогический институт. На выбор профессии оказали влияние её мама, Светлана Михайловна, педагог со стажем более 45 лет, а также классный руководитель – Людмила Львовна Сомова, учитель истории. С 1989 года Лариса Александровна работает учителем в Сырейской школе. Она преподает историю и обществознание, с 2011 года приняла дополнительную нагрузку в виде школьной библиотеки.

«Школа в целом – это место, где дети получают знания, а библиотека – центр, который предоставляет всю необходимую школьнику на современном этапе информацию. Причем это самая разная информация, которая нужна и в рамках учебного процесса, и вне его рамок. Как показывает практика, чаще всего школьники обращаются за программной литературой, а для себя берут почитать приключения или фантастику.
Или, например, приходит школьник и просит найти рецепты блюд казахской кухни. Вместе садимся, и ищем, если нужно, – в интернете. К сожалению, не всегда школьная библиотека, располагает средствами, чтобы удовлетворить запросы своих читателей, но мы максимально к этому стремимся.

Задач у школьной библиотеки много – научить, заинтересовать, помочь в написании докладов, рефератов, исследовательских работ, а вот ресурсов зачастую не хватает, особенно технических. Кроме того, в школах становится все меньше «освобожденных» библиотекарей, чаще педагоги совмещают ведение предметов и работу в библиотеке.  А ведь работать в библиотеке нужно с большой отдачей, просто так сидеть за столом рядом со стеллажами не получается – постоянно проводятся мероприятия, библиотечные уроки, акции.
Идею по созданию информационных библиотечных центров считаю очень нужной – модернизированные библиотеки нового поколения помогут вернуть детей к книгам. Не секрет, что читательская активность сегодня снизилась. Дети «сидят» в интернете, там им интереснее. Им нужно красиво подавать информацию, что у нас сегодня в дефиците. Поэтому и необходимо создавать привлекательное информационно-образовательное пространство – как обозначено в целях национального проекта «Образование».
Image
Елена Шестеркина, библиотекарь и воспитатель, Алакаевская школац

Елена Ивановна родилась, выросла и трудится в селе Алакаевка. Окончила Алакаевскую среднюю школу, затем – Самарский педагогический колледж по специальности «воспитатель».
Трудовую деятельность начала в 1997 году в Алакаевской школе. Сейчас основную работу в библиотеке Елена Ивановна совмещает с обязанностями завхоза и воспитателя, сопровождающего детей во время школьных перевозок.
Она участвует в жизни села и ведет активную общественную деятельность – более десяти лет входит в состав Собрания представителей сельского поселения Алакаевка, а последние три года представляет сельское поселение в качестве депутата представительного органа власти района. Многократно награждалась благодарственными письмами, грамотами и дипломами.

«Мне нравится работать с детьми, нравится общение, нравится делиться со школьниками информацией, которую может предоставить библиотека, – говорит Елена Ивановна. – Часть работы заключается в организации и проведении мероприятий, и, по традиции, первое в учебном году – «Знакомство с библиотекой» для первоклассников, и так далее по программе.
Даже при наличии современных информационных технологий, дети, особенно с первого по четвертый класс, активно читают книги. Школьников постарше тяжелее привлечь в библиотеку, и в основном они приходят по необходимости за учебной литературой. Из художественной литературы детям нравится серия книг про Гарри Поттера. У нас в наличии есть всего три книги из серии, и они постоянно переходят из рук в руки. Любят также читать детские детективы, и мы стараемся, исходя из возможностей, находить то, что нужно юным читателям.
Библиотека остается одним из самых посещаемых мест в школе, где детям рады и готовы помочь». 

Печать