Всемирный день учителя традиционно отмечается в нашей стране 5 октября. На этот раз празднику уделяется особо пристальное внимание, поскольку 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Сегодня о своей педагогической деятельности и методических наработках со страниц газеты расскажут учителя сельских школ.
Татьяна Ефанова, учитель географии, химии и биологии, село Малая Малышевка
Татьяна Ивановна – коренная малышанка. Она окончила местную школу, затем Куйбышевское педагогическое училище и в 19 лет вернулась в село учителем начальных классов. Затем прошла профкурс переподготовки и преподавала информатику, работала заместителем директора по воспитательной работе. Спустя некоторое время получила диплом по специальности «учитель географии».
«Я всегда с теплыми чувствами вспоминаю своих учителей. Наверное, глядя на них, я и выбрала свой профессиональный путь. Помнится, Лидия Сергеевна Кобылькова, моя коллега, всегда говорила: «Методика – это твоя личность плюс содержание предмета. Мы можем изучить методики Шалвы Амонашвили – приверженца гуманной педагогики, но никогда не станем им самим. Все существующие методики мы пропускаем через свой опыт». Я с ней согласна.
Что может дать детям стимул обучаться – практическая деятельность, беседы. Так можно завоевать их внимание. Географию наши школьники любят. Совместные небольшие экскурсии, подготовка гербария, сбор камней и пород – все это отлично помогает в освоении предмета. У нас в школе очень хорошая коллекция камней. Формируем мы ее вместе с учениками. Есть в ней подарок – камешек из Кунгурской ледяной пещеры, которая находится в Пермском крае, камни с Эльбруса. Детям радостно быть причастными к разного рода открытиям в любой сфере научных знаний.
Биологию и химию я начала преподавать несколько лет назад. Сейчас в школе есть микроскопы, микропрепараты. С учениками мы рассматриваем и изучаем все, что только можно, – камешки, листочки, крылья насекомых, капли воды и мир, их населяющий.
На уроках химии ребята также очень любят проводить опыты, но к ним мы идем постепенно. Сначала учим периодическую систему, шутя называя ее алфавитом. Из алфавита мы учимся составлять слова – формулы. Из слов – предложения – химические реакции. Совершенно точно можно сказать, что «Точки роста» открыли возможность сельским школам в полной мере участвовать в исследовательской деятельности. Это очень здорово.
Географию, биологию и химию ребята ежегодно выбирают в качестве выпускных испытаний. Практически все из них показывают на экзаменах хорошие баллы, поступают в медицинские вузы и колледжи, выбирают аграрные направления. Я очень рада быть полезной своим ученикам».
Ольга Марченко, учитель математики, село Сырейка
Ольга Викторовна принята на работу в школу в августе 1988 года. С тех самых пор в ее трудовой книжке числится всего одна запись.
«Любовь к математическим наукам у меня со школьной скамьи. Помню, в 11 классе к нам пришел молодой педагог. Ее звали, как и меня, – Ольга Викторовна. Я смотрела на нее с упоением – молодая, красивая, умная. Тогда я и решила, что буду, как она. Поступила в Куйбышевский государственный университет, и после его окончания судьба привела меня в Сырейку. Работается здесь замечательно. Коллектив дружный, хорошие ученики. Не у всех, конечно, складывается с математикой, но я стараюсь достучаться до ребят, чтобы усваивали школьную программу. Палку не перегибаю в воспитательном процессе. Мой девиз такой: «Математиком может стать не каждый, но каждый должен оставаться человеком». Мы, учителя, должны наряду с родителями научить детей наполнять свою жизнь правильными ценностями.
Из общего потока учеников иногда удается вырастить детей, действительно влюбленных в науку. Несколько лет назад у меня был такой ученик. С огромным интересом он готовил научную работу, изучал симметрию. Изготавливал геометрические макеты, рисовал орнаменты и выкладывал рисунки из кафельной плитки. Как оказывается, в точных науках тоже есть место творчеству. Так и стараюсь, на примерах, творчестве, беседах, а порой и строгости строить обучающий процесс».
Наталья Викторовна – выпускница Новосарбайской школы. В 1986 году, после окончания Куйбышевского педагогического института, она вернулась в родную школу учителем. «Несмотря на то, что по диплому я учитель химии и биологии, первым предметом, который мне довелось вести, была география. Мне было это интересно, так как увлекалась географией со школьной скамьи.
Уверена, что каждого ребенка вовлечь в образовательный процесс можно через практические работы. На химии — это опыты, всевозможные эксперименты по биологии — проращивание семян, выращивание плесени, работа с микроскопом. По географии в обязательном порядке работаем с картами — изучаем Россию и мир. Через жизненные ситуации стараюсь объяснить сложные научные моменты. Большим подспорьем в обучении являются новые технологии и кабинеты «Точка роста», оснащенные современным лабораторным, техническим оборудованием. Все дети по своей природе любопытны. Педагогам нужно уметь этим пользоваться, преподносить материал интересно, чтобы увлечь школьников, заставить смотреть на предмет чуть шире и иногда самостоятельно искать ответы на свои вопросы. Важно научить детей черпать знания из проверенных источников, чтобы избежать кривотолков. И всегда нужно быть с учениками честным, они это особенно ценят.
Порой мои непростые предметы выбирают в качестве выпускных. ОГЭ и ЕГЭ сдают успешно, на «хорошо» и «отлично». Есть среди выпускников и последователи, выбравшие профессию педагога, есть медики. Меня это очень радует».