Храм в честь Михаила Архангела в селе Малая Малышевка является достоянием Кинельского района. Уникален он и для Самарской области, ведь с момента его постройки в 1836 году он ни разу не закрывался. Храму 187 лет, но он заботливо ухожен и ежедневно благословенно принимает прихожан, а также гостей из других районов, городов и губерний. В этот раз в Малой Малышевке побывали директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова, ее заместитель по методической работе Инга Чибикова, а также искусствовед, доцент Самарской духовной семинарии Елена Деева.
Подвиг во имя веры
Специалисты столь высокого класса в храм Михаила Архангела прибыли с исследовательской целью. «Сфера моего научного интереса – иконное наследие Самарского края, – рассказывает Инга Чибикова. – Здесь, в Малой Малышевке, многие росписи и иконы имеют удивительную сохранность. Просто поражают истории сохранения храма и всего его содержимого. Каждая история сравнима с подвигом во имя веры. Это удивительно и бесценно. Побывав во многих храмах губернии, могу сказать, что подобных маломалышевскому я не встречала, разве что есть небольшое сходство с храмом во имя Архангела Михаила в селе Высокое. Но ваш храм, действительно, впечатляет памятниками искусства и их сохранностью».
Настоятель храма, иеромонах Андроник (Алексей Иванович Коробейников), провел для гостей полноценную экскурсию, познакомив с убранством храма, рассказав об истории появления некоторых икон. Он даже приоткрыл Царские врата, чтобы можно было увидеть, как обустроен алтарь. Здесь за престолом расположен семисвечник, который с высокой долей вероятности тоже относится к XIX веку. За семисвечником запрестольный образ, а перед ним – лампада. Она имеет свою особенность: обычно такие лампады были рассчитаны на одну или три лампады, здесь же мы видим пять лампад, а украшает ее двухглавый орел и надпись «В память священного коронования государя-императора Николая Александровича и государыни-императрицы Александры Феодоровны. 1896 год».
«Подобные подарки преподносили от царской семьи кафедральным соборам, – уточнил отец Андроник. – Вероятно, что в каком-то соборе эту лампаду спасли, и она чудом оказалась у нас. Дошел до наших дней и один из старейших потиров храма, афонские хоругви. Еще одна особая ценность – гробница, выполненная в тончайшей технике. Искусная резьба по дереву покрыта сусальным золотом. Едва ли современные краснодеревщики могут повторить такую работу…»
Объект культурного наследия
Храм Михаила Архангела хранит много загадок для историков и искусствоведов. Глава сельского поселения Малая Малышевка Сергей Курапов, краеведы и просто неравнодушные жители пытаются узнать историю села, ведут исследовательскую работу, собирая факты буквально по крупицам.
«До 1800 года на месте Малой Малышевки находилось поселение под названием Башкирка, – рассказывает Сергей Курапов. – В 1801 году сюда приехали первые переселенцы из сел Борец, Паники, Сысои Рязанской области. А ведь на переезд всегда решаются те, кто готов к переменам, кто смел и может построить новую лучшую жизнь. Мы решили посетить Рязанскую губернию: в музее села Сысои я обратил внимание на медную плиту. На ней была надпись, гласившая, что «В селе Паники в 1791-92 году на этом месте стояла церковь Михаила Архангела, которая впоследствии сгорела». Сам собой напрашивается вывод, что переселенцы, возведя церковь в Малой Малышевке, назвали ее в память о той родной церкви, в которой когда-то крестились. Вот такая сложилась интересная версия появления и наименования нашего храма».
Обладающий богатой историей, окутанный легендами, хранящий незыблемые святыни, храм Михаила Архангела входит в состав выявленного объекта культурного наследия «Религиозный центр села».
Сохранить и обновить
Искусствовед Елена Деева и прибывшие вместе с ней коллеги сошлись во мнении, что храм правомерно входит в состав архитектурного наследия Самарской области и вполне может претендовать на вхождение в состав объектов культурного наследия федерального уровня.
«С этим храмом я уже знакома и сегодня посещаю его в рамках работы над диссертацией, которая посвящена искусству синодального периода, сравнительному анализу его региональных и общероссийских особенностей и тенденций, – говорит Елена Деева. – То, что время постройки храма датируется XIX веком – неоспоримый факт. К этому же периоду относится и подкупольная роспись. Роспись средней части – XX век, но и она уже в соответствии с законом об антиквариате считается старинной. Если есть идея включить храм в перечень объектов культурного наследия, это вполне осуществимо. Нужно понимать, что эта работа потребует тщательного и осторожного подхода в подготовке документации, а затем нужно думать о реставрации и выборе подрядчиков для ее проведения. Реставрация, конечно, была бы не лишней. Росписи по жести и меди от копоти свечей приобрели темный вид. Было бы здорово открыть их, оживить. В Самарском регионе очень много письма на металле, и подбор специалистов, умеющих работать с такими иконами, требует особой внимательности и осторожности. В любом случае, в числе первых работ стоит произвести качественную фото и видеосъемку храма».
Свою экспертную оценку дала директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова: «Мы приехали сюда с очень ценными специалистами и в полной мере смогли ощутить благостную атмосферу храма. Отрадно, что отец Андроник очень трепетно относится к истории храма, предметам старины. Здесь находятся редкие иконы, и многие из них, к счастью, в замечательной сохранности. Хорошо, что храм в надежных руках. Я обязательно побываю здесь еще раз, а сегодня мне очень жаль, что нет под рукой этюдника и красок. С удовольствием бы написала храм и даже приехала бы сюда с художниками на пленэр. Надеюсь, что это свершится. Также в будущем стоит подумать о создании экскурсионных маршрутов, которые свяжут наш музей и храмы Самарской области, в том числе и храм Михаила Архангела в Малой Малышевке. Этот храм, как шкатулка, которую хочется рассматривать и удивляться».
Елена Дрягина. Фото автора