Сегодня Кинельский район празднует свой юбилей, который официально, если строго следовать историческим документам, наступает 16 июля. В этот же день, в 1928 году, вместе с муниципалитетом была образована служба, отвечающая за составление и исполнение бюджета.
Спустя 95 лет вместе с жителями района двойной праздник отмечают сотрудники и ветераны Управления финансами муниципального района Кинельский. Елена Борисова является не только руководителем, но самым опытным работником финансового подразделения. Она рассказала, каким помнит финансовый отдел в 1991 году и как со временем менялась его структура, росли круг обязанностей и уровень ответственности.
Из отдела — в управление
Елена Борисова пришла в коллектив сразу после техникума, и на тот момент финансовый орган состоял из специалистов налоговой инспекции, казначейства и специалистов финансового профиля. Впоследствии налоговая инспекция и федеральное казначейство стали отдельными учреждениями. Финансовый отдел администрации Кинельского района 27 апреля 2000 года, получив статус отдельного юридического лица, реорганизован в управление финансами.
«Моим первым начальником была Раиса Пискунова, – рассказывает Елена Борисова, – впоследствии она возглавила территориальное федеральное казначейство в городе Кинель и Кинельском районе. Вместо неё финансовый отдел возглавил Игорь Петушков. Ему на смену пришел Евгений Мартьянов. Затем уже управлением финансами руководил Алексей Богданов, а в 2017 году ответственная должность была доверена мне. Я очень благодарна Раисе Пискуновой, моему первому наставнику, именно она научила азам профессии. Моим непосредственным начальником была Татьяна Смолякова, заместитель руководителя финансового отдела, у неё я тоже многое почерпнула, обрела уверенность в своих силах.
До сих пор считаю самым сложным период, когда ввели местное казначейство и поставили новую программу по финансированию – она была настолько сложная и «сырая», приходилось вместе с программистами дневать и ночевать на рабочем месте. Сегодня все свои действия выполняем в электронном формате и в рамках соответствующих программ.
В отделе работали руководитель, заместитель, бухгалтер и специалисты – всего восемь человек. Сейчас в управлении есть юрист и отдел казначейства, где двое сотрудников занимаются платежами местного значения. То есть штат расширился всего на три человека, а объем работы возрос, без преувеличения, в разы».
Из формата А3 — в электронный формат
«А ведь когда-то мы составляли бюджет вручную, на формате А3, – вспоминает руководитель управления финансами. – Раскладывали этот лист, чертили «шахматку» по вертикали и горизонтали, слева направо – статьи расходов, сверху вниз стояли поквартально суммы, и на этом листе умещался весь бюджет. Сейчас объем бюджета – листов пятьсот. Несравнимо выросла бюджетная классификация. Представьте, что раньше расходных статей было всего десять, а теперь их – целый том. Каждая трата на счету — отдельно бензин, запчасти, стройматериалы и так далее, тогда как прежде подобные расходы объединялись в одну статью. Современный бюджет максимально прозрачен, в нем строго учтен каждый рубль.
До образования федерального казначейства существовал расчетно-кассовый центр, и в нем были открыты все счета учреждений, наши – в том числе. Финансирование осуществлялось путем перечисления денег на расчетные счета каждой бюджетной организации, и те, в свою очередь, расходовали средства согласно своим сметам. Даже платежных поручений с них не просили. Потом в конце месяца учреждение отчитывалось. Сегодня все счета открыты в отделении федерального казначейства. В ежедневном режиме видим назначение каждого платежа, оцениваем его целесообразность, экономичность, и только потом платеж осуществляется. Эта наша прямая обязанность – контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Это ежедневный и ежеминутный контроль, когда платежи приходят в течение всего дня. Мы несем ответственность за весь район, и должны всегда её осознавать».
Самый лучший коллектив
«В любое время наша служба оставалась «финансовым сердцем» в структуре органов местного самоуправления, – считает Елена Борисова, – и оно должно работать стабильно, бесперебойно и всегда оставаться здоровым. Управление живет и развивается в соответствии с требованиями современности. Коллектив обновляется новыми молодыми сотрудниками. Они приходят взамен ушедших на пенсию ветеранов финансовой службы, проработавших не один десяток лет. Это такие уважаемые люди, как Наталья Пискунова, Лариса Манохина, Нина Захарова и многие другие. Молодежь считаю достойной своих предшественников – грамотные, ответственные сотрудники. Для меня коллектив управления всегда будет самым лучшим.
95 лет – это очень большой срок, и за прошедшие годы через подразделение администрации района прошло несколько поколений финансистов. Очень символично, что управление финансами встречает свой юбилей в один день с районом. Этот факт мы обнаружили, подняв около двадцати лет назад архивные документы. С тех пор начали отмечать свой профессиональный праздник именно 16 июля, и эта дата стала для нашего коллектива даже более значимой, чем Всероссийский день финансиста – 8 сентября».
Так было,есть и будет
«В плане напряженности бюджета текущий год очень непростой, – отмечает Елена Анатольевна, – но мы нацелены получить все запланированные доходы и исполнить все запланированные расходы. На сегодняшний день бюджет 2023 года исполняется, и в связи со сложной экономической ситуацией в стране заранее начата работа над бюджетом на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов. Будем прикладывать все усилия для пополнения доходной части бюджета, у нас он остается социально ориентированным – так было, есть и будет».
Сергей Коваленко