Председатель жюри «хлебного» конкурса Наталья Гиря на своей странице в ВКонтакте поделилась впечатлениями о Хлебной ярмарке и участниках конкурса.
Красносамарское
Первым с левого края в Хлебной деревне стояла «изба» поселения Красносамарское. Они представили ее в виде «Чайной». Зазывал в «Чайную» стильный указатель из дерева. Я и зашла.
Встретили меня гостеприимные хозяйки в белоснежных блузках, а народный характер костюмам придавали крупные красные бусы и цветные юбки.
Подавали в «Чайной» хлеб, каравай, батон-плетенку с маком, крендели, испеченные по всем правилам, и даже турецкие бублики-семиты с кунжутом.
Еще там было много сортов домашнего чая, приготовленного из местных трав. Но гвоздем гостевого меню оказался сыр из козьего молока. Он был нарезан кусочками и залит ароматным маслом с травами, вялеными томатами и чесноком. В сочетании с хорошим домашним хлебом такой сыр – «бомба», как любит говорить молодежь.
И собственно, про хлеб и каравай от «Чайной».
На мастер-классах, кроме показа рецепта и приемов хлебопечения, я пыталась каждого пекаря обратить в свою веру в области хлебопечения. Суть ее – не спеши! Пеки медленно! Пекари в Красносамарском ее восприняли и находятся на верном пути. На конкурсе для победы им чуть-чуть не хватило технического мастерства. В чем это выразилось, я подробно рассказала им на месте.
Но поскольку направление ими выбрано правильное, я полагаю, что в ближайшее время они смогли бы открыть на селе постоянно действующую «Чайную» с хлебом, караваями, булками и бубликами. Можно еще пряников добавить для колорита.
Развлечь гостей в «Чайной» есть чем. Тут вам и тульская гармонь и даже настоящие гусли есть. И, само собой, гармонисты и гусляры – тоже имеются.
Чубовка
Сельское поселение Чубовка на Хлебном конкурсе представляло свою продукцию на красивых «повозках» из дерева. Зазывал гостей в павильон живой «Батон». Это было весело и привлекало внимание. На деревянных столах стояли подносы с мелкой выпечкой. Угощали пирогами и плюшками хозяйки в красивых костюмах с вышивкой. Стены «избы» украшали знаменитые на весь мир павлопосадские платки.
В конце марта я проводила в Чубовке мастер-класс по выпечке хлеба для участников будущего хлебного конкурса. Испекли мы его на поду в форме батона. Хлеб у стажеров вышел тогда ажурный на разрезе и изумительный на вкус. Приглашенные на дегустацию взрослые и дети ели его с удовольствием и восхищались. А какой у него был запах! Я взяла домой одну буханку и от нее пахло на всю машину так, что голова кружилась.
Конкурсное задание было простое: испечь хлеб такого же качества, только не в форме батона, а круглый или немного овальный. Времени на тренировку – апрель, май, июнь и половина июля, – более чем достаточно. Не знаю, что случилось, но на конкурс от этого поселения был представлен хлеб менее удачный, чем на мастер-классе.
А столы из дерева, да еще на колесах, это круто, конечно! Всем бы такие.
Богдановка
Чем отличись хозяева этой избы? Во-первых, важное место в ней занимала ее величество Печь. В придачу к печи был Самовар. В представлении жителей Богдановки Печь и Самовар ожили. Они не только стояли в избе, но и ходили по ней, перед ней, и вообще, вдоль всей Хлебной деревни.
Конкурс хлебопеков был приурочен к исторической дате района, поэтому устроить такой «перформанс» было вполне уместно. Он отражал период жизни в селах района до его электрификации в середине XX века.
Сейчас в редком селе и в редкой избе можно найти подлинную дровяную печь. Самовары, если и есть, то чаще всего – электрические. Поэтому посмотреть на ожившие Печь и Самовар было интересно. Кроме того, чисто с технической точки зрения, соорудить такие объемные костюмы с жесткими формами гораздо сложнее, чем сшить платье в народном стиле. Да и ходить в таком наряде весь праздник не так-то просто. Поэтому не отметить эту инициативу и ее исполнение нельзя.
В Богдановке выращивают лен и производят из него льняные каши, масло, льняную муку, семена и прочую продукцию. Мне лично интересно это для использования в хлебопечении. Соответственно, на месте пекарей из Богдановки, я бы, в дополнение к конкурсному заданию, обязательно представила бы хлеб с льняной мукой и льняным семенем, а еще – изумительные хрустящие лепешки из льняных семян для тех, кто не ест изделия из пшеничной и ржаной муки.
Но, к сожалению, хлеб они испекли в автоматической хлебопечке, что противоречило условиям конкурса. Даже если бы он вышел очень удачным, первое место ему занять было не суждено.
Богдановцы выпали из целостности созданного ими же образа: в избе стоит «русская дровяная печь», а хлеб представлен от робота – автоматической хлебопечки.
Каравай у них был сдобным и мягким, но ему не хватило нарядности и мастерства в декоративном оформлении.
Но я хочу отметить, что пекари из Богдановки четко выдержали профессиональный стиль в одежде: они были во всем белом, как пекари на настоящем хлебозаводе.
Кинельский
Поселок Кинельский встретил жюри конкурса рассказом о том, как пекли хлеб на Руси. Рассказ был подробный. Особо отмечено, что хлеб заводили с вечера, а пекли лишь на второй день. Именно такой хлеб мы и ждали от каждого участника конкурса: чтобы поставить закваску с вечера, а испечь, не спеша, на второй день.
По внешнему виду хлеб Кинельского поселения был большой, круглый, симпатичный. Однако на разрезе сильно крошился. Причина в том, что испечен хлеб был ускоренным методом на сухих дрожжах. Рассказ о правилах не совпал с действительностью.
Зато здесь было много выпечки-мелкоштучки для приема гостей. А еще команда этого поселения была хорошо оснащена технически. У них работала рекламная бегущая строка. Была подключена электрическая блинница. С нее гостям выдавали с пылу с жару вкусные блины. Я тоже попробовала. Приготовлены они были мастерски.
Фото Натальи Гиря, Людмилы Мельниченко, Сергея Коваленко