Завтра свой профессиональный праздник отмечает одна из самых востребованных служб немедленного реагирования – пожарная охрана. В том, что пожарные всегда на посту и оперативно выезжают по первому сигналу, убедились лично.
Во время беседы водитель ПСО №34 противопожарной службы Самарской области Александр Капустин вынужден был прерваться и поспешить на вызов. Но нам все-таки удалось немного узнать о буднях пожарных – сильных, отважных, неравнодушных к чужой беде людях.
В пожарную охрану Александр Анатольевич позвали знакомые – пройдя подготовку в ДОСААФе и отслужив в армии, согласился поработать водителем в пожарной части: «Это было в 1992 году – в стране перестройка, разруха. Для молодого парня график дежурств оказался приемлемым, можно подыскивать разные варианты подработки. Втянулся быстро, и сейчас, спустя столько лет, не представляю себя на другом месте. Уже давно на пенсии, могу спокойно сидеть дома, но это скучно, здесь всегда кипит настоящая жизнь».
Безупречно соответствовать такому ответственному делу, как тушение пожара, – непросто. Пожарный автомобиль всегда должен пребывать в «боевой готовности». В гололед, туман, снегопад водитель обязан довезти личный состав до места пожара в самые короткие сроки. При этом наличие воды в автомобиле и последующая подача – тоже зона ответственности водителя.
Один из сложных периодов – пожароопасный сезон. По статистике, он начинается весной и длится до октября. Горят трава, мусор, бани, сараи, нередки случаи возгорания и жилых домов. ПСО № 34 обслуживает и город Кинель, и Кинельский район – расстояние до некоторых населенных пунктов значительное. В ряде поселений действуют добровольные пожарные дружины, в Комсомольском, например, в рамках проекта «Содействие» приобретен пожарный прицеп. «Для нас и жителей, – говорит Александр Анатольевич, – это хорошее подспорье, зачастую расстояние влияет на исход пожара. Немало зависит от своевременности сообщения о возгорании – некоторые начинают пытаться тушить своими силами. Человеческий фактор, русское «авось», к сожалению, нередко становятся причиной пожара. Неисправная проводка, баня, построенная с нарушениями, незатушенный окурок – примеров масса. Из последних серьезных пожаров – возгорание рынка, я такой площади, объятой огнем, давно не видел. Там были нарушены правила эксплуатации газового баллона».
Сигнал тревоги может прозвучать в любое время дня и ночи. За сутки, особенно в пожароопасный период, пожарные выезжают до 15-20 раз. Иногда отправляются на новый вызов сразу с места предыдущего возгорания. «Бывает, спешишь со включенной мигалкой, сиреной, – делится Александр Анатольевич, – а попутные машины не торопятся тебя пропускать, приходится маневрировать, ловчить. Выручают многолетний водительский опыт, внимательность и стальные нервы. При этом могу оказаться за рулем как обычной пожарной машины, так и спасательной. Самое непростое в нашей работе – ждать. Когда выезжаешь на вызов, не думаешь – сложный случай будет или нет, главное, приехать как можно скорее и помочь. Каждый из нашего отряда выкладывается на сто процентов. Коллектив всегда такой был – слаженный, ответственный, профессиональный».
О заслуженном отдыхе Александр Анатольевич пока не задумывается, к тому же штат водителей пополнился – в пожарный отряд пришёл его сын Виталий. В детстве он нередко бывал у отца на работе, а в осознанном возрасте решил пойти по его стопам. «Выбор сына мне приятен, – говорит Александр Анатольевич. – Да и на дежурстве, когда родное плечо рядом, как-то спокойнее».
Юлия Коваленко, фото автора