Стало давно привычным листать страницы истории в юбилейный год, освежая в памяти дела минувших лет. Иногда в беседе с людьми, давно живущими в районе, открываются интересные факты, появляются удивительные совпадения и даже открытия. Так, интересный исторический факт в ходе подготовки к районному проекту «Кинельский район – хлебная столица» вспомнили георгиевские и новосарбайские старожилы.
Оказывается, еще полвека назад села Георгиевка и Новый Сарбай на реке Кинель соединял особый путь, который назывался «хлебным», а шел он по Королеву мосту, о котором сейчас напоминают лишь еле различимые в воде старые сваи. В год 95-летия Кинельского района мы не могли обойти стороной этот интересный факт и поговорили с людьми, в чьей судьбе Королев мост сыграл не последнюю роль.
В наказание или во благо людей
В книге Людмилы Мельниченко «Прогулки по Кинельскому району» так рассказывается о месте, где ранее находился мост. «Между улицами Октябрьская и Украинская в селе Георгиевка протекает маленький приток Кинеля – Семейка. На берег этой речушки местные жители приходят к святому источнику, чтобы набрать вкусной целебной воды и искупаться в сооруженной здесь несколько лет назад купальне. Раньше мимо источника по старой дороге из близлежащих сёл везли зерно на сельские мельницы. Люди останавливались у родника, поили лошадей, отдыхали».
«Это место не случайное. В старые времена здесь проходила нагайская дорога, – рассказала Галина Ледяева, руководитель георгиевского школьного историко-краеведческого музея. – В этом месте реки Большой Кинель мелководье, поэтому еще в 19 веке по этой дороге перегоняли скот на скотобойни и ярмарки в город. Это был кратчайший путь для жителей северных территорий нашей губернии. Впоследствии через реку был построен мост, и как раз с фактом его появления связаны местные легенды. Версий несколько.
По одной, построили мост и обслуживали его братья Королёвы (их дом стоял рядом, на высоком берегу). Перед весенним половодьем деревянный настил убирали, оставались только сваи, а как только уровень воды спадал, настил возвращали на место. По этому мосту жители правобережных сел добирались и до ближайших станций Самаро-Златоустовской железной дороги. За проезд по мосту брали небольшую плату.
Есть и еще одна версия появления Королева моста (удивительный факт: эта легенда широко бытует в Георгиевке, но о ней совершенно не слышали жители Нового Сарбая). «В старые добрые времена на этом месте была переправа, – гласит расхожая в Георгиевке легенда, увековеченная в местном школьном музее. – Паромщиком был молодой парень по фамилии Королев, он любил дочь барина, усадьба которого находилась по другую сторону Кинеля (ныне село Новый Сарбай). Однажды дочь барина переправлялась паромом, и Королев обидел девушку. Узнав про это, разъяренный отец приказал паромщику строить мост. «Сколько будешь строить, столько будешь жить», – приказал барин. А через 10 лет, когда мост был построен, парня привязали к мосту и забили насмерть. Чему верить, каждый выбирает сам».
Стратегический объект колхоза имени Калягина
А вот кто не понаслышке знает про Королев мост, так это труженики колхоза имени Калягина. По воспоминаниям сарбайцев, это мост действовал до начала 80-х годов, пока не построили асфальтированную дорогу из Нового Сарбай.
«Сколько себя помню, мост был всегда, и каждую весну после половодья (ледоходом мост сносило каждую весну, оставались лишь сваи) колхоз имени Калягина его восстанавливал, – рассказал бывший председатель колхоза Николай Посашков. – Помню, как студентом, учась в 70-х годах Куйбышеве, возвращался домой электричкой до Георгиевки, а дальше переходил через Королев мост в родной Новый Сарбай. Этим путем в отсутствие дороги пользовались все. Этот путь еще звали «хлебным», ведь по мосту во время уборочной шли машины с зерном на георгиевский элеватор из Нового Сарбая, Репьевки, Богдановки и других окрестных сел. Зерно со всех сел свозили в Георгиевку, на элеватор, где его сушили, хранили, отправляли дальше».
Несмотря на то, что мост был стратегически важен для многих хозяйств, восстанавливал его каждый год только колхоз имени Калягина. «Ежегодно председатель Борис Егорович Юлин снаряжал бригаду за строительным лесом, – рассказал Николай Иванович. – Место меж сваями, заваленное за время половодья, расчищалось от валежника, старых бревен. Помню, как в 1975 году мне самому пришлось вытягивать тросами на тракторе потонувшие бревна. Затем мост выстраивался заново. Его протяженность составляла порядка 50-60 метров. Пользовались мостом и в зимнее время, поэтому до него всегда колхоз чистил дорогу».
Связывал и села,и судьбы
Это мост связывал жизни людей двух селений. В Сарбае 50-60-х годов десятилетки не было. Поэтому ребятня, которая после окончания семи классов желала учиться дальше, отправлялась в Георгиевку. Путь учеников лежал как раз по Королеву мосту.
Уроженка Нового Сарбая Валентина Степановна Румянцева (в девичестве Дормидонтова) была как раз из тех, кто два года ходил учиться по Королеву мосту на другой берег Кинеля в школу села Георгиевка.
«Ох как трудно было учиться, – рассказала Валентина Степановна, – путь через мост до школы составлял около 10 километров. Пока не начиналась распутица, ездили на велосипедах. С началом снегопадов и ледостава путь сокращался на 2 километра, шли уже по льду – мост оставался в стороне. По Королеву мосту люди шли гужом: на железнодорожную станцию, на элеватор. В машинах, груженных зерном, мы ездили с пятого класса, в этом возрасте начиналась наша работа в колхозе Калягина. Возили не только зерно, но и овощи в погреба заготконторы в Георгиевку. Там те же огурцы мы сваливали в большие бочки, где их солили. Работали все лето. А 1 сентября отправлялись учиться».
Валентина Степановна – дитя войны, родилась в 1941 году. Учеба давалась ей легко, особенно языки. Девочка неплохо знала немецкий. Еще в детстве она решила стать учителем словесности, поступить в институт. А для этого нужно было окончить среднюю школу. Вместе с ней в школу в Георгиевку ходили всего 3-4 девчонки из Сарбая. Мальчишки в основном не учились, оставались работать в колхозе.
«В воскресенье после обеда давала мать с собой хлеба, 3-х литровый бидон с квашеной капустой и такой же – с молоком. Все это на неделю. Вот с таким нехитрым провиантом отправлялись на учебу через мост, а затем через лес. Жили на квартире. Возвращались к вечеру субботы. Учились во вторую смену. Уроки заканчивались в седьмом часу вечера. Как суббота – буран или метель зимой, снега по пояс. Укутывались в накрывную шаль и шли гуськом в Новый Сарбай, чтобы меньше чем через сутки возвратиться обратно».
После успешного окончания Георгиевской школы Валентину пригласили работать учителем немецкого языка в Новосарбайскую школу. Тогда же она поступила в Куйбышевский пединститут. Правда, факультета иностранного языка тогда в вузе не было. Поэтому девушка выбрала филфак. В Сарбайской школе она работала два года. А вот замуж вышла за георгиевского парня, Володю Румянцева.
Королев мост семейными узами скрепил не одну семью Нового Сарбай и Георгиевки. Так и Валентина Степановна вслед за мужем переехала из Сарбая в Георгиевку и проработала в местной школе 38 лет учителем русского языка и литературы.
В начале 80-х годов была построена дорога Усть-Кинельский – Новый Сарбай – Урал – Муханово, и надобность восстанавливать мост постепенно отпала.
В настоящее время Королев мост полностью разрушен, на его месте остались сваи, которые задерживают речной мусор, плывущий во время половодья. Это место с очень быстрым течением реки. Поэтому к левому берегу образовался песчаный остров, заросший растительностью (козья ива, камыш, осока, полынный кустарник). Здесь участки мелководья чередуются с глубокими местами. Это место обитания сомов. Королев мост (название прочно закрепилось за этим пляжем) – одно из любимых мест отдыха жителей близлежащих сел Георгиевка, Новый Сарбай, Свободка.
Елена Грошева