Работали в четыре смены

Image
В советское время 12 пекарей Георгиевскго хлебозавода обеспечивали хлебом весь район.
Жительниц села Георгиевка Тамару Андреевну Канаеву, Зою Григорьевну Русакову и Лидию Федоровну Шеенкову можно смело называть ветеранами хлебопечения. За плечами каждой из них — годы тяжелого, но благодарного труда в коллективе Георгиевского хлебозавода — единственного предприятия, обеспечивавшего в советское время хлебом население всего Кинельского района. Наши собеседницы вспомнили свои молодые годы и славные времена, когда работали в одной смене, когда георгиевский хлеб изготавливался вручную и не знал альтернативы на полках магазинов.  

Если выдержишь — останешься
«Современный хлебозавод в селе Георгиевка, – вспоминает Зоя Русакова, – это частное производство, а в советские годы он относился к рабкоопу «Кутулукский». Я работала с 1976 года, как переехала из Оренбургской области. Пришла на хлебозавод, так до пенсии и оставалась мастером-пекарем. Мастер-пекарь – это специалист высшего класса, ответственный за свою смену».

Лидия Шеенкова, самая молодая и бойкая из трех подруг, отработала возле печи два десятка лет – с 1981 года по 2001 год: «Я местная, родилась в Георгиевке, после школы поступила на курсы секретарей-машинисток и работала в Кировском военном комиссариате. С селом связь не теряла, всегда оставалась активисткой. Вскоре вышла замуж за прекрасного человека. В свои 26 лет после декрета первый раз вышла в смену с опытным мастером-пекарем Тамарой Канаевой. Хорошо запомнила, как по пятьдесят-шестьдесят мешков муки на себе перетаскивали, высыпали муку. А от печи жар идет 200 градусов, мы втроем-вчетвером рядом постоянно. Одна из нас хлеб складывает, другая из печи хлеб достает, горячие формы конвейером мимо проходят – только успевай заполнять. Мне в первый день сказали – если выдержишь всю смену, значит, останешься работать. Куда деваться – выдержала. Самые красивые девушки среди пекарей – это мои наставницы Зоя и Тамара. Самая опытная – Тамара Канаева. Она очень была строгая, серьезная и ответственная».

Двери хлебозавода перед Тамарой Андреевной открылись в 1973 году. У молодой мамы родились двойняшки, им исполнилось по одному году, и она пошла на работу: «Мы не вылазили из пекарни. Когда некому было детей под присмотр отдать, а нужно в ночную смену, то брали с собой, дети в шифоньерах спали. Смена длилась с семи часов утра до семи вечера. Редко, но бывало, что хлеб в магазине появлялся с задержкой. Люди недовольны – хлеба нет, а директор хлебозавода нас жалел и защищал, объяснял сельчанам – поймите, наша пекарня одна весь район кормит, работники не успевают. Двенадцать человек пекарей трудились непрерывно, в четыре смены, днем и ночью».

И взвешивать не надо
Зоя Русакова говорит: «Это была ручная работа, мы руками всё делали. Машина-делитель имелась в наличии, но больше стояла без дела. Почему старались не использовать делитель, – чтобы пышнее был хлеб. Машина прессует тесто, а руки, наоборот – разминают его, размягчают. Тесто на глаз отмеряли и взвешивали. Со временем привыкаешь и доходит до автоматизма – рука берет теста столько, что и взвешивать не надо». 
Хлеб можно легко испортить. В печку ставишь – хлеб уже высокий, и думаешь, не дай бог, он сядет, поэтому нежно стараешься все делать – иначе с хлебом нельзя.
Качество хлеба могло зависеть от смены. Можно замесить так, что тесто окажется пресным. Пересолить можно, оно не «подойдет»: «Мы постепенно приладились. Знали и норму, и прочие премудрости».

Ассортимент хлебозавода не ограничивался одним видом хлеба – в Георгиевке пекли хлеб высшего сорта, первого сорта, ржаной хлеб, батоны, булочки, сайки, пряники, вермишель делали, и даже петушки сахарные пекли на палочке.
«Сегодня в магазине можно найти изделия от разных производителей – какого только нет хлеба. Разный пробовала, весь хлеб хорош, но на мой вкус показалось, что ближе всего к тому хлебу, что мы выпекали – чубовский», – считает Зоя Григорьевна.

Простой рецепт того самого вкуса
Рецепт того самого хлеба оказался простым.
«Хлеб готовился в дежах – это такие широкие емкости с бортиками, предназначенные для замеса теста. Сначала в нескольких дежах ставится опара – мука и дрожжи. Начинается процесс брожения, и когда опара «подходит» (опытный пекарь без труда определяет нужный момент), то настает пора готовить тесто. В дежу руками из мешков высыпается мука, добавляются соль, вода.  Тесто замешивается тестосмесителем – единственный процесс, который выполнялся механически. 
Для дневной смены опара готовится ночью, потом делается замес, за ним – расстойка (время и процесс, в течение которого должно подняться замешанное тесто на дрожжах), и минут 40-50 хлеб находится в печке».

Несмотря на кажущуюся простоту, георгиевский хлеб получался особенным. Это признавали во всем районе и за его пределами. «Когда в гости приезжали родственники, – вспоминает Зоя Русакова, – то первым делом просили принести им наш хлеб. Дома хлеб никто из нас хлеб не пек, и односельчане тоже – зачем, если мы отличный хлеб на всех делали, в магазине всегда можно взять». 
«Количество выпеченного за смену хлеба могло быть разным, в зависимости от заказа. Когда нагрузка большая, то с одной печки могли вытаскивать 500 булок, а у нас восемь печек. То есть, за смену три пекаря могли изготовить до 4000 тысяч булок, на каждую работницу по 1200 – и каждая булка отмерена, взвешена и в форму уложена руками. Первая партия хлеба загружалась по машинам в 3-4 часа утра. Конвейер не останавливался. Новая смена приходит – а в печи уже хлеб стоит».

Нас ценили за труд
«У нас чудесные люди были, и время было замечательное, – соглашаются друг с другом бывшие коллеги.
За тяжелый труд нас ценили, а люди по сей день вспоминают добрым словом при встрече. В советское время мы очень хорошо жили, ходили в передовиках, к нам артисты постоянно приезжали, да и сами молодые были, счастливые.
Георгиевка на весь район и область славилась и хлебом, и школой, и спортом, и руководители у нас хорошие были. Хлебозавод и сейчас процветает – мы охотно покупаем и хлеб, и пироги, и булочки, и квас, и лимонад. Рады за людей, которые продолжают наши традиции».

Иван Коледов, один из бывших директоров Георгиевского хлебозавода: «Хлебозавод входил в состав рабкоопа «Кутулукский» вместе с 18-ю магазинами в окрестных населенных пунктах, а сам рабкооп относился к районному потребительскому обществу. С хлебозаводом у меня связаны только хорошие воспоминания. Коллектив запомнился мне трудолюбивым, смены были хорошими. Я хорошо помню смену Канаевой – боевые такие девчонки, лучший хлеб пекли, всегда их уважал».
Сергей Коваленко

Печать