Годом педагога и наставника объявлен 2023 год в Российской Федерации. Труд людей, способных открыть мир знаний, поделиться своим опытом с подрастающим поколением, с теми, кому интересно познавать что-то новое, заслуживает восхищения и глубокого уважения.
В Кинельском районе много славных педагогов, искренне преданных своей профессии, своему призванию. Есть среди них и те, кто посвятил учительству значительный период своей жизни. Одна из них — ветеран педагогического труда Тамара Михайловна Камнева, работавшая учителем начальных классов в школе поселка Комсомольский. В феврале она отметила 80-летний юбилей. Педагогике Тамара Михайловна посвятила 40 лет своей жизни.
Детство Тамары пришлось на военные и послевоенные годы. Несмотря на то, что линия фронта находилась далеко от кинельской земли, тяготы сложного для нашей страны периода ощущали и взрослые, и дети.
«Я росла в многодетной семье, – рассказывает Тамара Михайловна. – Папа был хорошим токарем и работал на оборонку. Уходил засветло и затемно возвращался. Дом и хозяйство были на маме, а мы, дети, во всем помогали родителям. Никогда не роптали, понимали, что всем тяжело. Только к третьему классу родители где-то достали для меня ношеный портфель. Папа починил застежки, и я, счастливая, пошла с ним в школу, а до этого ходила с котомкой».
Окончив 10 классов, выпускница поступила в Самарское педагогическое училище. Как признается сама Тамара Михайловна, на выбор профессии, видимо, повлияла каждодневная забота о младших сестрах. В няньках, наставниках она чувствовала себя на своем месте. Отучившись два года в училище, по распределению молодой учитель была направлена на работу в школу поселка Филипповка Кинельского района.
«Малокомплектная начальная школа располагалась в домишке, – вспоминает Тамара Михайловна. – Меня назначили заведующей. Учителями мы работали вдвоем с сокурсницей, да еще техничка – вот и весь штат. Я проводила уроки одновременно для учеников первого и третьего классов, а коллега — для второго и четвертого.
Приходилось составлять учебный план так, чтобы ребята могли усвоить программу, не отвлекаться друг на друга. Много хлопот было и с обустройством быта – протекала крыша. Перед началом нового учебного года я решила обратиться к директору совхоза «Комсомолец» Анатолию Антоновичу Аксенову. В хозяйстве полным ходом шла уборочная, а я – с просьбой перекрыть крышу. Анатолий Антонович вопрос мой выслушал, но было ясно, что быстро он не решится. Тогда я отрезала: «Покрою крышу соломой, раз не хотите помочь к началу учебного года». Такое решение его, конечно же, не устроило. Нам сразу выделили необходимый материал для ремонта, а уж рабочих нанимала я сама. Трудностей хватало, но старались справляться. В Филипповке я отработала два года, а затем меня пригласили в школу поселка Комсомольский».
Приходилось составлять учебный план так, чтобы ребята могли усвоить программу, не отвлекаться друг на друга. Много хлопот было и с обустройством быта – протекала крыша. Перед началом нового учебного года я решила обратиться к директору совхоза «Комсомолец» Анатолию Антоновичу Аксенову. В хозяйстве полным ходом шла уборочная, а я – с просьбой перекрыть крышу. Анатолий Антонович вопрос мой выслушал, но было ясно, что быстро он не решится. Тогда я отрезала: «Покрою крышу соломой, раз не хотите помочь к началу учебного года». Такое решение его, конечно же, не устроило. Нам сразу выделили необходимый материал для ремонта, а уж рабочих нанимала я сама. Трудностей хватало, но старались справляться. В Филипповке я отработала два года, а затем меня пригласили в школу поселка Комсомольский».
Работая в сельской местности, Тамара Михайловна ощутила, насколько значимо для жителей глубинки было просвещение. Родители, зная, как тяжек деревенский труд, старались дать детям образование, привить тягу к знаниям. Да и учителя того времени буквально «боролись» за каждого ученика, много времени уделяя дополнительным и индивидуальным занятиям. Работая в Комсомольской школе, Тамара Михайловна поступила на заочный факультет Ульяновского педагогического института по специальности «Филология». Затем некоторое время преподавала русский язык и литературу, но вернулась к работе в начальной школе.
«Меня увлекала работа с малышами, – делится Тамара Михайловна, – я легко находила с ними контакт. Просто не представляю себе такого, как можно не заинтересовать детей на уроке. Зачастую педагоги сами готовили наглядные учебные материалы, макеты. Очень старались, чтобы новые знания были для детей понятными и интересными. В вопросах воспитания я старалась всегда делать акценты только на хорошем. Сейчас очень много негатива вокруг, а это неправильно. Нужно подбадривать учеников, задавать правильные ориентиры, вызывая тем самым в ребенке стремление стать лучше, понять, освоить даже самую сложную тему».
Таких же, самых добрых правил, Тамара Михайловна придерживается и в своей семье. С супругом, Виктором Александровичем, они вместе уже около 60-ти лет. Более 40 лет он был директором школы поселка Комсомольский. Школа сдружила молодых педагогов, сделала их семейный союз крепким, положив в его основу принципы уважения друг к другу.
Много учеников, а самое главное – хороших людей, воспитала Тамара Михайловна за долгие 40 лет работы в школе. И по сей день жители Комсомольского вспоминают педагога словами благодарности. В день юбилея бывшие коллеги и коллектив школы поздравили Тамару Михайловну, устроив теплый вечер встречи, наполненный воспоминаниями и самыми добрыми пожеланиями юбиляру.
Елена Дрягина