
Сохранением культурного наследия русского народа в Доме культуры посёлка Кинельский занимается сразу несколько самодеятельных хоровых коллективов. Их названия — уже песня: «Пряник», «ВРадость», «Перезвоны» и «Ивушки». Под руководством Ольги Мельниковой изучение народных песен, русских традиций и обрядов здесь начинают с самых ранних лет.
В детский ансамбль русской песни к Ольге Мельниковой родители стараются привести детей как можно раньше — возраст участников от 2 до 9 лет. Название коллектива «Пряник» определяет и основное направление совместного творчества, и по-домашнему тёплое отношение к юным талантам.
Ольга Мельникова, руководитель творческих вокальных коллективов Дома культуры п. Кинельский: «Дети здесь очень маленькие, и название нужно было подбирать под их возраст. А поскольку дети сладкоежки — что из русской традиционной кухни является сладким угощением для детей? Это пряник, первое, что приходит в голову. Их теперь и родители так зовут: «А пряники сегодня будут выступать?» Да они в костюмах и выглядят как настоящие пряники, яркие, нарядные, расписные».
Костюмы — часть образа. Стилизация под русский народный здесь обязательна. Сарафаны, кокошники, рубахи и кушаки — в деталях русского костюма дети разбираются иногда лучше взрослых. Завершённым образ делает обувь. Если на репетиции это обычные туфли, то на сцене — лапти из настоящей бересты.
Любовь Трошина, мама воспитанницы детского ансамбля «Пряник»: «Эти лапти с самого начала с нами — видно, что потрёпаны. Сколько они с нами концертов уже прошли, надо уже побольше размер покупать. С самого первого концерта они с нами. Ольга Михайловна — просто золотой человек! Она нашим деткам прививает традиции русские, народные, наши обряды. Очень рады, что ребёнок в наше время с этим знаком».
Нередко вслед за старшими ребятами заниматься в «Пряник» приходят младшие братья и сёстры. И таких песенных династий в ансамбле уже несколько.
Арина Страмоусова, участница детского ансамбля русской песни «Пряник»: «Нам тут рассказывают про костюмы, учат правильно петь — нам тут очень интересно!»
Марина Каратаева, участница детского ансамбля русской песни «Пряник»: «Мама, Маруся, Макарий, я и папа — все поют. И бабушка ещё».
Изучать русскую песенную культуру здесь начинают с азов и в самой доступной для детей игровой форме. Считалки, потешки, плясовые — все в ходу. Но особенно детям нравятся занятия с народными инструментами — деревянными ложками, колокольчиками и трещётками. Что такое рубель и как играть на нём, малышам рассказывают представители старшего поколения «Пряника».
Макарий Каратаев, участник детского ансамбля русской песни «Пряник»: «Сегодня я играл на древнем русском народном инструменте. Сначала это была просто доска для стирки белья, а потом постепенно она превратилась в русский народный инструмент рубель. Играют на нем звонко, четко, громко и в основном мужчины, так как надо с усилием, резко палкой проводить по зазубринам».
Большое внимание в ансамбле уделяют образовательной и просветительской работе. Здесь не просто учат красиво и правильно исполнять русские народные песни. Вместе с ребятами разбирают значение устаревших слов, знакомят с традициями, обрядами, календарными праздниками.
А вот с ребятами постарше, из «Пряника» перешедших в ансамбль «ВРадость», работа ведётся на более серьёзном и даже исследовательском уровне. Вместе с Ольгой Михайловной они участвуют в сборе фольклора у жителей родного Кинельского района.
Ольга Мельникова, руководитель творческих вокальных коллективов Дома культуры п. Кинельский: «В этом году нам удалось записать небольшие отрывки масленичного обряда, которые раньше были у детей. Совсем скоро будет конкурс постановочных обрядовых мероприятий, в котором мы обязательно будем принимать участие. Обряд называется Масленица-полизуха. Дети славят солнце, блины, масленичные атрибуты».
Такая осознанная и всесторонняя работа над песней детям нравится. Погружает их в увлекательный процесс познания не только культуры, но и истории своего народа. Причём не абстрактного, а живущего здесь, рядом. Поэтому после серьёзной нагрузки в школе они по-прежнему бегут на репетиции к Ольге Михайловне: здесь их всегда ждёт что-то новое и интересное.
Кирилл Леденёв, участник образцового художественного детского ансамбля русской песни «ВРадость»: «Я пришёл во «ВРадость» одним из первых. Мне очень нравится здесь заниматься. Это вошло даже в такую жизненно необходимую привычку. А Ольга Михайловна за это время стала мне, как родная мама».
Зарина Базарова, участница образцового художественного детского ансамбля русской песни «ВРадость»: «За 5 лет моих занятий во «ВРадости» у моей сестры родились три дочки, и они, глядя на меня, на то, как мне это нравится, тоже захотели прийти в ансамбль и сейчас занимаются в «Прянике».
Песенные жанры здесь «растут» и «взрослеют» вместе с детьми. Задорные детские плясовые сменяет любовная тематика. Больше внимания уделяется и сольному исполнению. Но в основе — русская песенная традиция и народные обряды.
Алена Баклыкова, участница образцового художественного детского ансамбля русской песни «ВРадость»: «Сейчас мы больше поём тематические песни: свадебные, о любви».
Людмила Ведерникова, участница образцового художественного детского ансамбля русской песни «ВРадость»: «Они уже более глубокие по смыслу и по музыке, они более сложные».
Награды за победы и достижения в многочисленных конкурсах и фестивалях подтверждают высокий уровень исполнительского мастерства ребят — кропотливая работа руководителя не проходит даром. Как и его особое умение своим творческим огнём зажигать людей, объединять и детей, и взрослых в большую дружную семью, где ценятся талант, любовь и уважение друг к другу.
Татьяна ЛЯМИНА.
В детский ансамбль русской песни к Ольге Мельниковой родители стараются привести детей как можно раньше — возраст участников от 2 до 9 лет. Название коллектива «Пряник» определяет и основное направление совместного творчества, и по-домашнему тёплое отношение к юным талантам.
Ольга Мельникова, руководитель творческих вокальных коллективов Дома культуры п. Кинельский: «Дети здесь очень маленькие, и название нужно было подбирать под их возраст. А поскольку дети сладкоежки — что из русской традиционной кухни является сладким угощением для детей? Это пряник, первое, что приходит в голову. Их теперь и родители так зовут: «А пряники сегодня будут выступать?» Да они в костюмах и выглядят как настоящие пряники, яркие, нарядные, расписные».
Костюмы — часть образа. Стилизация под русский народный здесь обязательна. Сарафаны, кокошники, рубахи и кушаки — в деталях русского костюма дети разбираются иногда лучше взрослых. Завершённым образ делает обувь. Если на репетиции это обычные туфли, то на сцене — лапти из настоящей бересты.
Любовь Трошина, мама воспитанницы детского ансамбля «Пряник»: «Эти лапти с самого начала с нами — видно, что потрёпаны. Сколько они с нами концертов уже прошли, надо уже побольше размер покупать. С самого первого концерта они с нами. Ольга Михайловна — просто золотой человек! Она нашим деткам прививает традиции русские, народные, наши обряды. Очень рады, что ребёнок в наше время с этим знаком».
Нередко вслед за старшими ребятами заниматься в «Пряник» приходят младшие братья и сёстры. И таких песенных династий в ансамбле уже несколько.
Арина Страмоусова, участница детского ансамбля русской песни «Пряник»: «Нам тут рассказывают про костюмы, учат правильно петь — нам тут очень интересно!»
Марина Каратаева, участница детского ансамбля русской песни «Пряник»: «Мама, Маруся, Макарий, я и папа — все поют. И бабушка ещё».
Изучать русскую песенную культуру здесь начинают с азов и в самой доступной для детей игровой форме. Считалки, потешки, плясовые — все в ходу. Но особенно детям нравятся занятия с народными инструментами — деревянными ложками, колокольчиками и трещётками. Что такое рубель и как играть на нём, малышам рассказывают представители старшего поколения «Пряника».
Макарий Каратаев, участник детского ансамбля русской песни «Пряник»: «Сегодня я играл на древнем русском народном инструменте. Сначала это была просто доска для стирки белья, а потом постепенно она превратилась в русский народный инструмент рубель. Играют на нем звонко, четко, громко и в основном мужчины, так как надо с усилием, резко палкой проводить по зазубринам».
Большое внимание в ансамбле уделяют образовательной и просветительской работе. Здесь не просто учат красиво и правильно исполнять русские народные песни. Вместе с ребятами разбирают значение устаревших слов, знакомят с традициями, обрядами, календарными праздниками.
А вот с ребятами постарше, из «Пряника» перешедших в ансамбль «ВРадость», работа ведётся на более серьёзном и даже исследовательском уровне. Вместе с Ольгой Михайловной они участвуют в сборе фольклора у жителей родного Кинельского района.
Ольга Мельникова, руководитель творческих вокальных коллективов Дома культуры п. Кинельский: «В этом году нам удалось записать небольшие отрывки масленичного обряда, которые раньше были у детей. Совсем скоро будет конкурс постановочных обрядовых мероприятий, в котором мы обязательно будем принимать участие. Обряд называется Масленица-полизуха. Дети славят солнце, блины, масленичные атрибуты».
Такая осознанная и всесторонняя работа над песней детям нравится. Погружает их в увлекательный процесс познания не только культуры, но и истории своего народа. Причём не абстрактного, а живущего здесь, рядом. Поэтому после серьёзной нагрузки в школе они по-прежнему бегут на репетиции к Ольге Михайловне: здесь их всегда ждёт что-то новое и интересное.
Кирилл Леденёв, участник образцового художественного детского ансамбля русской песни «ВРадость»: «Я пришёл во «ВРадость» одним из первых. Мне очень нравится здесь заниматься. Это вошло даже в такую жизненно необходимую привычку. А Ольга Михайловна за это время стала мне, как родная мама».
Зарина Базарова, участница образцового художественного детского ансамбля русской песни «ВРадость»: «За 5 лет моих занятий во «ВРадости» у моей сестры родились три дочки, и они, глядя на меня, на то, как мне это нравится, тоже захотели прийти в ансамбль и сейчас занимаются в «Прянике».
Песенные жанры здесь «растут» и «взрослеют» вместе с детьми. Задорные детские плясовые сменяет любовная тематика. Больше внимания уделяется и сольному исполнению. Но в основе — русская песенная традиция и народные обряды.
Алена Баклыкова, участница образцового художественного детского ансамбля русской песни «ВРадость»: «Сейчас мы больше поём тематические песни: свадебные, о любви».
Людмила Ведерникова, участница образцового художественного детского ансамбля русской песни «ВРадость»: «Они уже более глубокие по смыслу и по музыке, они более сложные».
Награды за победы и достижения в многочисленных конкурсах и фестивалях подтверждают высокий уровень исполнительского мастерства ребят — кропотливая работа руководителя не проходит даром. Как и его особое умение своим творческим огнём зажигать людей, объединять и детей, и взрослых в большую дружную семью, где ценятся талант, любовь и уважение друг к другу.
Татьяна ЛЯМИНА.
