Годы репрессий, война и школа

Новости Просмотров: 550
Image
5 мая 90-летний юбилей отметила ветеран труда, Отличник просвещения СССР и РСФСР, бывший учитель Георгиевской школы Александра Андреевна Лесина. Годы репрессий, война, воспитание троих детей и 40 лет в образовании — таков жизненный путь Александры Лесиной.
 
Родители — репрессированные
Годы своего детства Александра Андреевна Лесина (в девичестве Мухина) помнит, как будто это было вчера. Родилась в деревне Пушкари в республике Марий Эл в 1931 году, через пару месяцев после того, как по наговору арестовали ее отца и деда. От репрессий свою маму спасла не рожденная тогда Александра и еще пятеро детей. Семья кузнеца Мухина не жила зажиточно: две коровы, две лошади и кузница, чтобы прокормить многодетную семью. За это «богатство» старших мужчин и выслали подальше от дома.
«Отправили их в ссылку в Архангельск, дедушку и папу. В Архангельске в ссылке они работали кузнецами. Дедушка заболел и умер там, а папу отпустили через 3,5 года», — рассказала Александра Лесина.
В семье Елизаветы и Андрея Мухиных воспитывались пятеро детей: четыре сестры и брат. Мухины прожили вместе больше 60 лет, все это время через лишения и труд доказывали свое доброе имя. А клеймо кулака долгие годы не отпускало, тяжким бременем оно легло и на родителей, и на старших детей. И только после Великой Отечественной уже орденоносцев и ветеранов труда Мухиных советское общество, наконец, признало.
Александра Лесина (Мухина): «Мама с папой сохранили добро на всю жизнь и никогда не обижались на все лишения, на советскую власть, и нам не внушали. Знали, что нам жить и учиться в этом обществе. Зачем нам кого-то ненавидеть?»
Так и вышло. Братья Мухины — ветераны войны и труда. Старшая сестра Валентина — связист-орденоносец, средняя Надежда, как и сама Александра, – заслуженные учителя. Именно они заложили целую педагогическую династию, которую в настоящие дни продолжают уже внуки Александры Андреевны Лесиной.
 
От воспитателя до Отличника просвещения РСФСР
Педагогическое образование Александра Лесина получила в республике Марий Эл в 1950 году и была направлена по распределению в Оренбургскую область в село Судьбодаровка. Населенный пункт с таким говорящим названием словно предопределил правильный выбор Александры — она будет учителем. Правда, начинать свой профессиональный путь ей пришлось с воспитателя в детском доме. «Детский дом был сформирован из детей, оставшихся сиротами после войны, — рассказывает дочь Александры Лесиной Татьяна Русакова. — Таких после 40-х осталось много. Предоставленные сами себе, хлебнувшие лиха на своем коротком веку, ребята не сразу доверились молоденькой воспитательнице. Но мама смогла найти к ним ключик. Именно там закалялся ее характер».
В 1953 году Александра вышла замуж. В браке родились трое детей. Встал вопрос получения образования. Именно тогда Лесины приняли решение переехать в большое село.
В Георгиевке Лесины обосновались в 1966-1967 годах. Именно там раскрылся талант и организаторские способности Александры Андреевны. Буквально через несколько лет она возглавила методическую секцию учителей. А в 1977 году Александра Андреевна Лесина в составе делегации приняла участие во Всесоюзном съезде учителей. Профессиональная ориентация школьников, помощь в выборе профессии и приобщение к труду — вот главные темы, которые всегда волновали учителя. После съезда она поделилась своими мыслями с корреспондентами газеты «Путь к коммунизму».
«Самый важный вопрос, на который нам придется обратить внимание — это решительный поворот школы к улучшению подготовки учащихся к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии.
У школьников невелик жизненный опыт, и о многих профессиях они имеют поверхностное представление. Поэтому для правильного выбора будущей специальности им так нужна помощь старших: интересные рассказы о людях труда, встречи с передовиками производства, экскурсии на предприятия и, конечно, непосредственное прикосновение самих ребят к ремеслу.
Важный вопрос затронут на съезде — это постановка труда в школе. К нему необходимо приучать детей с раннего детства. Второклассники с увлечением делают модели, с охотой трудятся весной и осенью на пришкольном участке.
Нацелить каждого ученика на ту или иную профессию, несомненно, помогают экскурсии на производство. Взять, к примеру, хлебозавод. Побывав на нем, ребята увидят, какой огромный труд затрачен, прежде чем получилась свежеиспеченная буханка хлеба. А вот девочка на переменке поцарапала руку. Другая, из санитарной тройки, ей забинтовала. Может, действительно, эта девочка с красной повязкой станет в будущем медиком. Возможно, так и случится, если рядом окажется педагог, который поможет ребенку в выборе специальности».
В 1979 году Александре Лесиной присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР», в 1982 году ее имя занесено в Книгу почета Кинельского районного отдела народного образования.
По ее стопам пошла дочь Татьяна Русакова. Общий стаж работы — 42 года. Татьяна Владимировна — Заслуженный учитель России. Внучка Евгения Гилязова — воспитатель детского сада. Династия, которую более 60 лет назад заложила Александра Андреевна Лесина, — продолжается.

Елена ГРОШЕВА.

Фото из архива редакции и Георгиевской СОШ.

Печать