Почти два столетия молитв

Image
Старейший храм не только Кинельского района, но и Самарской губернии — Храм Архангела Михаила в селе Малая Малышевка — в этом году отмечает своё 185-летие. Один из немногих, за столь долгий срок он не закрылся ни разу, сохранил свою самобытность и сегодня является памятником архитектуры регионального значения. Юбилей местного прихода ознаменовался целой чередой значимых для храма событий.
Больше вопросов, чем ответов
В архиве Малышевского храма сохранился план церкви — такой, какой ее планировали построить 200 лет назад. Похожие храмы, по словам сегодняшнего настоятеля местного прихода иеромонаха Андроника, есть в селе Волжанка и в селе Высокое. Они трехпрестольные, а Малышевский — однопрестольный храм. К тому же строился он как летний вариант, по соседству с зимним каменным Троицким храмом, который действовал в Малой Малышевке до революции.
Из истории храма (отрывок из книги «Прогулки по Кинельскому району», автор Л.Мельниченко)
«В 80-е годы XIX века этот храм был не только перестроен в стиле ампир, но одновременно увеличен за счет боковых пристроек. В те годы его обшили оцинкованными металлическими листами, по которым и была осуществлена роспись. Кто выполнил эту работу — доподлинно не известно (церковные документы во время революции были уничтожены), но сельчане считают, что роспись сделана иконописцами самарской мастерской А.Я Мусатова, которая называлась тогда «Художественное иконостасное заведение». Малышане свои церкви любили и на них не экономили. До революции в этом огромном селе, где проживало около 5 тысяч человек, было два прихода. Когда советская власть приступила к решению «церковного вопроса», из малышевских храмов и Казанской церкви села Мочи была вывезена вся золотая и серебряная утварь общим весом в пять пудов! Но, поскольку революционные настроения в селе были достаточно сильными, большого недовольства не случилось. А когда в 1929 году началось закрытие церквей, и малышане, не успев моргнуть глазом, лишились своей Троицкой церкви, их смирение закончилось. Они встали на защиту храма во имя Архангела Михаила вместе со своими детьми, будучи уверенными, что уж детей-то большевики не тронут! И отстояли его.
Все церкви в Кинельском районе (всего до революции их было 27) власти закрыли или разрушили, кроме этой. И сюда (на спасение) люди со всех концов начали тайком приносить (а иногда и привозить на телегах) иконы и церковную утварь своих поруганных храмов. Так в Малышевке появились (и долгие годы оберегались) несколько икон Григория Журавлева из Утевской церкви.
В 1990 году, когда протоиерей Анатолий Копач начал возрождать Свято-Троицкий храм, они — по инициативе церковной старосты Параскевы Антоновны Ивановой — были возвращены в Утевку».
«Здесь до сих пор много утвари сохранилось, которая свидетельствует о том, что в храм приносили многое из других церквей, — говорит настоятель храма иеромонах Андроник. — К примеру, есть лампада, которая ранее могла быть исключительно в кафедральных соборах, вероятно, ее эвакуировали прихожане какого-нибудь большого городского храма. Более ста лет престольной Иконе Михаила Архангела. Писалась она для Красносамарского храма, но ее во времена разорения храмов приняла у себя Маломалышевская церковь, где икона живет и по сей день. Сегодня мы заказали киот для нее».
Об уникальности церковного здания говорят и сами стены, обитые медью. Стилистика и техника росписи отличаются на отдельных участках храма, что говорит о том, что здесь трудились мастера различных школ. «К примеру, одним художником написаны стены, а иконостас — явно другим, — комментирует настоятель. — У нас очень редкий по росписи иконостас, это высокий уровень академической живописи. В сельском храме такую технику редко встретишь. Храм уникален еще и своей намоленностью: приход действовал два столетия, здесь непрерывно звучала молитва — все это стены сохранили».
Из истории храма (отрывок из книги «Прогулки по Кинельскому району», автор     Л. Мельниченко)
«Еще одна поразительная история, связанная с этим храмом, произошла во время Великой Отечественной войны. Церковный приход насчитывал тогда около 900 человек. Священник Василий Перов, как мог, поддерживал дух сельчан. Но под предлогом несвоевременной уплаты налога его посадили в тюрьму. Без малого два года несколько женщин во главе с Матреной Григорьевной Кретовой ходили по разным инстанциям, добиваясь назначения нового священника. Это тоже был своего рода подвиг: во-первых, они прекрасно понимали, что рискуют, как минимум, свободой. А во-вторых, ходили они (и в Кинель, и в Куйбышев) чаще всего в буквальном смысле — пешком. В конце концов им удалось добиться своего: служба в храме возобновилась. И вновь колокольный звон огласил всю округу. И вновь со всех — и близких, и дальних — мест сюда пошли люди, чтобы окрестить своих детей, обвенчаться или совершить обряд причастия».
Заступники храма
Во все времена у храма находились заступники, чьими усилиями и было сохранено такое богатое наследие. Одна из них — бабушка Параскева, или Параскева Антоновна Иванова. Храм спасала она не единожды. В 50-е годы прошлого века, ещё школьницей, она спасла храм от поджигателей. За это девятиклассницу исключили из школы. Позднее, уже в 70-х годах, когда Параскеву Антоновну назначили председателем церкви, ей поручили спасти храм от обветшания — сделать капитальный ремонт. Под ее руководством перекрыли крышу, заменили обветшавшие балки, выровняли кресты.
«Тот ремонт был последним в жизни храма, — говорит нынешняя староста храма монахиня Олимпиада. — И сегодня здание буквально молит о восстановлении. Здание признано историческим памятником архитектуры, и поэтому без ведома министерства культуры мы не вправе здесь ни одной доски заменить. Сегодня всем приходом уповаем на нашего настоятеля, иеромонаха Андроника, которому небезразлична судьба храма».
Храм во имя Архангела Михаила сыграл свою роль в судьбе нынешнего настоятеля. В 2015 году именно здесь состоялось рукоположение в священники иеромонаха Андроника. А спустя 6 лет он стал его настоятелем. И это, по словам батюшки, не случайность. Теперь он в ответе за храм.
«В первую очередь, необходима оценка технического состояния здания, — говорит настоятель, — несмотря на то, что отопление здесь поменяли, сменили котел в свое время, в храме зимой очень холодно. Почему — вопрос открытый. Второй момент — реставрация росписи на меди. Ее необходимо отмыть от почти вековой копоти, но мы не можем этого сделать из боязни повредить роспись. Этим должны заниматься специалисты. В планах — обратиться в министерство культуры с ходатайством за этот храм. Будем ходить по инстанциям, чтобы его восстановить».
 
Торжество православия
Храм зажил и задышал с новой силой: в его стенах творятся молитвы и проходят торжественные службы и обряды. Одно из недавних — постриг двух монахинь: новый сан приняли монахини Олимпиада и монахиня Тавифа. Одна из них несет послушание старосты в Маломалышевском храме.
В этом году на праздник Благовещения храм еще и запел. Возрождать храмовую колокольню взялся Дмитрий Бакулин. На собственные средства приобрел для храма 6 колоколов. Дмитрий — житель Самары, но корни его местные. «Отец и мать родились в Малой Малышевке, выросли. Я тоже тут родился, — рассказал Дмитрий Бакулин. — Правда, потом родители переехали в город. Но деревню я не забывал. Здесь жили мои бабушки и дедушки, к ним приезжал на каникулы. Когда их не стало, навещал могилки на кладбище. Пока однажды не увидел заколоченный дедовский дом (в свое время он был продан). Не знаю, что меня толкнуло, но это стало поводом вернуться в родные края. Дедов дом я выкупил и теперь в нем обустраиваюсь. Хочу совсем осесть в Малой Малышевке. В детстве в этот храм приходил вместе с дедом. Рогов Николай Макарович был церковным старостой. Поэтому храму я не чужой».
Дмитрий Бакулин хотя и работает в лесопожарной бригаде в местном лесничестве, но колокольным звоном занимается профессионально. Закончил школу звонарей при храме Кирилла и Мефодия в Самаре, курс Галины Николаевны Максименко. А в марте этого года в содружестве звонарей организовал первый в Самарской области фестиваль колокольного звона «Торжество православия».
«Хотелось, чтобы и наш храм запел. Поэтому с женой посоветовались и собрали деньги на колокола. Подбирали голоса под наш колокол Благовест, под его голос. Он еще дореволюционных времен. Так что сегодня его окружают новички».
«Благодаря помощи Дмитрия, — говорит иеромонах Анроник, — теперь проповедь не только с амвона звучит, но и со звонницы проповедь разносится, несет ее колокольный перезвон».
Сегодня храм живёт и действует, неся сквозь века дух старинной русской церкви, а прихожане по-прежнему берегут родные намоленные стены, чтут и ценят самобытность местного прихода.

Елена ГРОШЕВА.

Фото из архива храма.


Печать