На защите интересов граждан и государства

Image
В соответствии с указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 12 января 2022 года будет отмечаться 300-летие российской прокуратуры.

История этого ведомства положена императором Петром Первым. По его указу 12 января 1722 года была учреждена российская прокуратура. Начиная с 1995 года, в этот же день отмечается и День работника прокуратуры. В начале прошлого столетия институт прокуратуры был упразднен, а затем введен заново. В новой России закон «О прокуратуре Российской Федерации» принят в 1992 году. Конституция страны определяет, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации.
Кинельская межрайонная прокуратура Самарской области образована в 1963 году. Сейчас в этом ведомстве работает 10 человек.

В преддверии торжественной даты о своей трудовой деятельности читателям газеты «Междуречье» рассказал Алексей Владимирович Новиков, в прошлом заместитель прокурора Кинельской межрайонной прокуратуры, советник юстиции.

— Алексей Владимирович, как Вы пришли в профессию?
— Я мечтал о карьере военного и планировал поступить в военно-политическое училище. Однако на момент окончания средней школы мне было 16 лет, а в училище принимали только с 17. На пути к мечте не хотелось провести год впустую, и я поступил на юридический факультет Самарского государственного университета. За год так втянулся в учебу, что планы о переводе в военное училище изжили себя.

На нашем курсе были очень талантливые педагоги. Один из них — легендарный Валерьян Андреевич Марков. Это человек-история, эпоха, известный эксперт криминалистики. Пятнадцатилетним подростком он поступил в Соловецкую школу юнг, после окончания которой служил на Северном и Черноморском флоте. На боевом корабле прошел Великую Отечественную войну. Участвовал в обороне Советского Заполярья, в освобождении Румынии и Болгарии, взятии Венгрии, Австрии. После войны Валерьян Андреевич получил юридическое образование. Работал экспертом-криминалистом в Куйбышевской лаборатории судебных экспертиз, созданной при его непосредственном участии. После выхода на пенсию стал преподавать в вузе. Вот у таких специалистов, как он действительно хотелось учиться. И в правильности выбора профессии у меня уже не было никаких сомнений.

— Теория и практика — разные вещи. После производственной практики не изменили решения посвятить себя служению в правовом поле?
— Практику я проходил в Кинельской межрайонной прокуратуре. Конечно, юнцам вести дела не доверяли. Приходилось изучать архив, заниматься бумажной работой, вникать, как формируется надзорное производство по делам, как правильно составить тот или иной документ. Это рутина, без которой никуда. Нужно сразу понимать, что любая ошибка, погрешность в бумагах, в суде могут быть оценены как неверно оформленные доказательства и их признают недопустимыми. Такая юридическая практика заставляет быть внимательным и скрупулезным. Впитав эти знания, я утвердился в своем выборе. Получив диплом юриста, в 1994 году устроился следователем в Кинельскую межрайонную прокуратуру.

— 90-е годы для нашей страны — это расцвет криминала. Наверняка, даже здесь, в провинции, фактуры для работы было предостаточно.
— Да, это так. Даже первым делом, которое мне довелось взять в работу, было расследование убийства. Как оказалось, весьма незаурядного. В одном из дачных массивов мужчина убил сожительницу, замаскировав это под несчастный случай, совершив поджог строительного вагончика. Экспертам пришлось изрядно потрудиться, чтобы установить истинную причину смерти. Дело было раскрыто.

Действительно, 90-е годы были достаточно криминальные. Серьезных преступлений было много. Из самых громких — расстрел группы ОПГ на трассе близ Кинеля, заказное убийство семейной пары. Орудовал в наших краях и маньяк, на счету которого несколько эпизодов со смертельным исходом. Материалы по этому расследованию я направлял в областной суд. Как раз в то время ввели мораторий на смертную казнь, и виновный получил пожизненный срок вместо расстрела. Этот случай для нашего небольшого района и городка, конечно, был из ряда вон выходящий.

— За любой работой стоят люди. Расскажите о своих коллегах.
— В самом начале моей службы Кинельскую межрайонную прокуратуру возглавлял Сергей Иванович Яшников — истинный профессионал, пример того, каким должен быть настоящий прокурор. Принципиальный, порядочный, обладающий высоким уровнем культуры, радеющий за общие успехи, трудовые показатели. Такое отношение руководства к своей работе обязывает держать марку весь коллектив. Я от всей души благодарен ему за наставничество, возможность перенять бесценный опыт следственной и надзорной работы.

Преемником Сергея Ивановича ненадолго стал Евгений Адамович Хомутовский, а затем Анатолий Иванович Стольников. Это были люди советской прокурорской школы, имевшие большой опыт и высокие моральные ценности. Государственное обвинение в суде поддерживали О. В Плешачкова, Л. М. Трибунская. Общенадзорное направление вели М. В. Полулях, О. В. Маштакова. Старшим следователем прокуратуры с 1994 года трудился Э. В. Секерин. До настоящего времени, уже более 25 лет, в ведомстве трудится О. В. Моисеева. Вместе со мной заместителем прокурора работал Андрей Владимирович Смирнов.
В целом, на протяжении всей моей трудовой деятельности в коллективе прокуратуры складывались доверительные деловые отношения, основанные на взаимном уважении, наставничестве и взаимопомощи. А это дорогого стоит.

— Времена меняются. На смену корифеям ведомства приходят молодые специалисты. Какой бы профессиональный совет Вы им дали?
— Молодежи, решившей посвятить себя правовой деятельности, пожелал бы выдержки и терпения. У прокуратуры очень большой объем работы, и год от года он только растет. Сотрудник надзорного ведомства обязательно должен иметь сильный характер, быть стрессоустойчивым, работать с интересом и развиваться.
Зачастую мой режим работы был не нормированным, приходилось жертвовать выходными, отпуском. Это издержки профессии и, безусловно, чувство долга. Меня так учили.
В этом интенсивном рабочем ритме для меня всегда была очень ценной поддержка семьи — супруги и детей.

— Скажите, а какой Вам видится прокуратура вчера, сегодня и завтра?
— На мой взгляд, раньше прокуратура имела больше реальных рычагов восстановления прав и законных интересов граждан. К примеру, лишь по акту реагирования прокурора нуждающимся выделяли квартиры. Результаты нашей работы были ощутимы для людей, несли благо. Какой прокуратура будет завтра, представить сложно. Думаю, что в приоритетах также останется человекоцентричность — соблюдение прав и свобод граждан, а также защита государственных интересов.
Подготовила Елена ДРЯГИНА.
 

Печать